2 ЧАСТЬ / ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ -
В ПРИБАЛТИКЕ.
Церкви свободного Евангелия в Эстонии В ноябре 1936 г. проповедник Санфрид Маттсон из Якобштадта, Финляндия, совершил впечатляющую поездку по делам евангелизации в Эстонию. Служением этого пятидесятнического проповедника и его друзей состояло в том, чтобы достигнуть каждый дом Евангелием Господа Христа. Впоследствии на страницах журнала «Примиритель» он рассказывал о своем служении в Эстонии следующее:
Когда Господь призвал нас на работу, то нам и не снилось, что наша работа может перекинуться на соседние страны. В поле нашего зрения была только наша страна Финляндия, но Господь может расширить зрение, так что глаза будут видеть до края земли. Как Господь наметил план благовествования из Иерусалима через всю Иудею и Салшрию, так Господь включил в свой план для нас благовествование в Эстонии. Это было для нас неожиданностью, т. к. в Эстонии мы никогда не бывали, и не имели там никого знакомых.
Когда мы возвращались из Англии в Финляндию, Господь послал нам в спутницы сестру Каумен, и по дороге Он призвал нас идти в Эстонию. Мы последовали Его зову и встретили там многих, готовых ходить по домам и свидетельствовать лично и раздавать Евангелия. Нашлись также такие, что были готовы посвятить работе все свое время.
Работа началась. В городах и деревнях около Ревеля, Юрьева и Гапсаля не осталось ни одного дома, в который не зашли бы благовестники. Также обойдены были острова и другие места. Среди русских посещение по домам производилось с особой ревностью.
В городе Юрьеве мы свидетельствовали на собрании о нашей работе и 21 душа вызвалась на служение, согласившись благовествовать по домам и раздавать Евангелия. Господь был с ними, и многие души через чтение Евангелия и брошюрок были приведены к Господу. За три недели было роздано 6.000 Евангелий, и общине было выслано еще 8.000 Евангелий. Мы приводим цифры не ради того, чтобы дать статистический отчет нашим друзьям, но отдаем отчет Небесному Статистику радуясь, что дело его идет вперед, и мы говорим нашим друзьям о том, как о деле благодарения.
В Эстонии Господь призвал 200-300 душ из разных вероисповеданий, которые ходят по домам. Однако нельзя указать предел, когда количество таких работников будет достаточно. Все спасенные « возрожденные, имеющие в сердцах любовь ко спасению душ, являются желанными участниками такой работы.
Поначалу Господь послал в Эстонию 75.000 Евангелий на эстонском языке, а также большое количество Евангелий и брошюр на других языках. Все это количество уже исчерпано и требуется новое издание Евангелий в 100.000 экземпляров. Благодарим Господа, являющегося источником всякого благословения!
Евангелие должно быть принесено каждому дому в Эстонии, а таких насчитывается 268.000. Мы верим, что работа будет продолжаться, и Господь будет помогать работникам средствами и благодатью. На их глазах исполняются обетования Бога, Слава Господу! Будем молиться, чтобы дождь Святого Духа оросил посев. Будем молиться об излиянии Святого Духа над Эстонией?35
Интересно, что во время этого служения в Эстонии Санфрид Маттсон и его спутники встретились на пароходе с одной дамой из Латвии, имеющей горячее стремление ко спасению душ. Незнание общего языка служило некоторым препятствием к разговору, но они все-таки разговорились, снабдили ее духовной литературой. Во время разговора она задала им вопрос: «Когда вы приедете в Ригу9» Нужно сказать, что они об этом меньше всего думали, но эти ее слова прозвучали как зов македонянина, о котором говорится в книге Деяния Святых апостолов. Миссионеры приняли это близко к сердцу даже как не личный вопрос этой дамы, а вопрос самого Господа Бога. В Латвии в то время проживали 1.900.000 душ.
Впоследствии Санфрид Маттсон с благодарностью Богу писал:
Мы не собирались ехать в Ригу, но Он сделал нас готовыми к этому и прошлой осенью мы поехали в Ригу. Там мы нашли открытые двери для работы из дома в дом. Некоторые из братьев и сестер и до нас проводили эту работу в скромных размерах, другие собирались выйти на эту работу. Все сознавали, что настало время возвестить Евангелие каждому дому в этой стране.
Работа началась в Риге, столице Латвии. Город был поделен на 66 округов, в которых должна была систематически вестись работа. Господь привлек работников к этому делу. Будем молиться, чтобы дело это расширилось.
Также началась работа среди цыган. Проповедник, цыган, перевел Евангелие на свой язык. Он совершил это в трудных обстоятельствах, терпя бедность, холод и голод. Британское и Заграничное Библейское Общество отпечатало это Евангелие. Все средства, которые удавалось сберечь переводчику, он отдавал на распространение Евангелия среди своего народа. Ныне Господь послал средства приобрести весь остаток издания на цыганском языке и брат Леиманис безвозмездно раздает их цыганам.
Работа в Латвии победоносно развивается в силе Духа Святого и молитвами детей Божьих Евангелие возвещается жаждущим спасения. Мы верим, что весть спасения будет возвещена каждому дому.
Призыв идти в Латвию был в то же время призывом для всей Восточной Европы, которая в обширном смысле является нашей «Самарией». Дело распространения Слова Божьего развивается и систематически переносится из одной страны в другую. В Литве и Польше нужда в благовествовании весьма велика, ибо страны эти преимущественно населены католиками и евангельских христиан там не больше 9 процентов.36
Таким образом, этот метод евангелизации из дома в дом, в определенной мере помогал проповеди Пятидесятницы и созданию церквей в Эстонии и Латвии, а также вовлекал в служение проповедования многих членов поместных эстонских и латышских церквей в разных местах.
По всей Эстонии появлялись и возрастали церкви.
В Выру евангелизация началась в конце двадцатых годов. Христиане в этом городе стали трудиться организованно, как поместная церковь, с 1931 года, когда получили молитвенный зал на ул. Юри, 23. Руководил церковью Оскар Бедман. В Пайде образовали отделение Таллиннской церкви в 1929 году. Оттуда движение распространилось по всей Ярвамаа. Местным проповедником был тогда в этой местности Эвальд Кииль. Отделение в Ярва-Яаки основали в 1928 году. В Раквере началась деятельность пятидесятников с того, что Таллиннская церковь в 1937 году открыла помещение для собраний на ул. Таллинна, 9.37
В Отепя церковь свободного Евангелия возникла на базе бывшей церкви евангельских христиан, которая существовала там с 1905 года и имела 20 членов. Уже в самом начале своего существования эта церковь имела особенную склонность к молитвенной жизни, стремление к тому, чтобы жить жизнью, исполненной Духом Святым. Все это время руководящим общины был брат Густав Кригул. С 1923 года церковь посещали евангелисты из Швеции и Александр Сумманен. Слово их проповеди было значимым и действенным, последовало пробуждение, которое сопровождалось очевидными действиями Святого Духа. Таким образом, постепенно на этой основе образовалась церковь свободного Евангелия, которая была официально провозглашена 23 июля 1926 года. Руководителем этой церкви стал Йоханнес Рейо. Дело Божие расширялось, они построили новый молитвенный дом, а также открыли несколько филиалов церкви даже в Северной Эстонии - в Кунда. В 1938 году к церкви присоединились члены другой церкви евангельских христиан, и таким образом, образовалась единая довольно большая церковь. В 1939 году у церкви было отделение в Лутика и еще два места, где они совершали духовное служение. Пастором церкви снова был избран Г. Кригул. Однако в результате войны, к концу 1943 года количество членов снизилось до 141 человека.38
Печерская церковь свободного Евангелия начала свою деятельность после приезда миссионерки из Финляндии Марии Гоберт в октябре 1930 года. Нелегкий труд на каменистой и твердой почве принес плоды, люди каялись, и, таким образом, основалась маленькая церковь, которая была оформлена как отделение Таллиннской церкви свободного Евангелия. Сначала богослужения проходили в зале общины адвентистов седьмого дня, затем арендовали отдельные помещения. Но здесь, к сожалению, возникло некоторое недоразумения между М. Гоберт и Таллиннской церковью из-за самовольного привлечения на труд помощника. Разногласие это устранить не удалось, это отделение вышло из состава Союза церквей свободного Евангелия и в 1933 году они основали самостоятельную Печерскую русскую церковь свободных евангельских христиан. Официальным руководителем церкви стал К. Антонов, но фактически руководила М. Гоберт.39
Одновременно Таллиннская церковь свободного Евангелия продолжала свою деятельность в Печерах. Был открыт новый молитвенный дом, который освятили на служение 13 ноября 1932 года. Собрания проводились на русском и эстонском языках под руководством пастора Александра Содерлунда.
Обе церкви объединились в 1938 году. Руководящим братом стал присланный из Таллинна Адольф Фрейманн, но его позднее заменил на этом служении Ф. Клемидов. В 1939 году город постигло жестокое бедствие -около половины города было уничтожено пожаром, в том числе сгорел и молитвенный дом. К концу 1939 года в этой церкви было 74 члена. Одновременно в ближайших деревнях было открыто еще 5 мест, где велась духовная работа. Имелось также 3 воскресные школы, где обучались 990 детей.40
Вильяндская церковь свободного Евангелия вначале была отделением Таллиннской церкви. Учение о крещении Духом Святым пришло туда еще до 1928 года через братьев из Пасслепа. Отделение образовалось в 1930 году, собрания проводились на улице Бельгийской, 12. Местным проповедником был брат Герберт Сёдерхолм. Самостоятельную церковь основали в Вильянди 18 февраля 1931 года. Членами церкви тогда являлись тогда 52 человека. Уже в течение первого года работы были открыты отделения этой общины в Вильяндском и Пярнуском районе. К сожалению, в 1937 году многие члены отделились от церкви свободного Евангелия, и к концу года их осталось только 22 человека. Новым руководителем церкви стал Март Соо. Собрания проводились на улице Ваксали, 14. К концу 1939 года церковь имела одно отделение и воскресную школу с 16 детьми. Членов насчитывалось 13 человек.41 Первое основание Тартуской церкви свободного Евангелия было положено зимой 1927 года, когда туда приехал В. Эльвингсон и создал в Тарту издательство «Валгус» («Свет»). На его квартиру для совместных молитв приходили приехавшие в Тарту другие члены церквей свободного Евангелия. Их число все время увеличивалось. Дух Божий посещал их, молитвенные собрания постепенно переросли в регулярные богослужения поместной общины. Собрания проходили тогда на улице Рийа, 67, в квартире 15. В 1930 году, как уже говорилось, Вольдемар Эльвингсон переехал в Таллинн, а в Тарту с января 1931 года этим служением начал руководить Т. Креунсберг. Членов было 12 человек. Когда в феврале следующего года они открыли самостоятельную церковь, туда вступило еще 50 членов. Собрания проходили по улице Яаки, 14. Целеустремленный благословенный труд, близость и помощь Духа Святого и постоянные пробуждения расширили поле деятельности. Через некоторое время в общине было около 300 членов. Были созданы отделения в Эльва, Пука, Кудина, Мыйзамаа и Кавасту-Кооза.
После 8 лет благословенного и напряженного труда Т. Креутсберг оставил служение в церкви и в 1939 году уехал в Австралию. На его место был избран Герман Содерлунд. Собрания проводили тогда в центре города на улице Юликооли, 32. К концу 1939 года было две воскресные школы, где учились 86 детей, членов церкви было 313 человек. К концу 1943 года, в связи с военными действиями, осталась одна воскресная школа с 89 детьми, отделение в Эльва имело 44 члена и в Пука - 43 члена. Всего община имела в том военном году 227 членов. Пресвитером церкви был Александер Тянер.42
Одной из поздних довоенных общин в Эстонии была церковь свободного Евангелия в Куресааре. Благословенный проповедник Г. Содерлунд начал труд евангелизации на острове Сааремаа в 1930 году. Он посетил деревню Лабара в Сырве, Тагавере, а также острова Абрука и Муху. Везде были покаяния и люди получали дары Святого Духа. На острове Сааремаа основали отделение Кярдлаской церкви свободного Евангелия, членами которого состояли 41 человек. В 1934 году Герман Содерлунд снова посетил эти места вместе с Хансом Мирка. К радости своей, они нашли там постоянную регулярную деятельность этой группы верующих. Зал собраний был в городе по улице Пипп, 25, но совершались поездки в разные концы Сааремаа. На празднике Пасхи началось большое пробуждение, многие исполнялись Святым Духом. Собрания в Курессааре стали проводить в большем помещении на улице Кирику, 3, и там была основана 17 июня 1934 года Курессаарская Евангелия. Вначале было всего 7 членов, но в тот год особые Божий благословения были излиты на Сааремаа Многие люди получили спасение и были крещены по вере. В общине стало 127 членов. Ханс Мирка был приглашен возглавить это движение на острове.
В Вальяла открыли отделение, а 10 ноября 1931 года арендовали большое помещение для собраний. По всему острову Сааремаа проповедовалось Слово Божие. Число членов возросло до 300.
Однако в 1939 году, по решению правительства Эстонии, общину ликвидировали и на острове остались работать легально только два отделения Таллинской церкви: в Курсааре и в Вальяла. В феврале 1940 года в Курсааре вновь открыли самостоятельную церковь, куда вступило 272 члена. Церковь имела тогда 7 филиалов, руководил церковью по-прежнему X. Мирка. Вторично регистрацию общины ликвидировали в 1944 году. После прокатившихся по Сааремаа военных действий и разрушений, к концу 1943 года остались лишь отделения в Сырве, а в общине были членами всего 131 человек. Воскресная школа была общая с методистами и баптистами. Богослужения проводились тогда по адресу ул. Лосси, 11.43
Тыредаская церковь свободного Евангелия «Салим» была основана в 1936 году. Молитвенным домом у них служило перестроенное каменное здание бывшего маслозавода. В следующем году последовало небольшое пробуждение и присоединилось несколько членов. В 1937 году церковь в Тыреда была лишена самостоятельной регистрации, и ее стали официально считать отделением Нарвской церкви под руководством А. Сумманена. И только 7 января 1940 года община в Тыреда снова стала самостоятельной. Пастором этой церкви по-прежнему являлся А. Сумманен, а его заместителем на месте был избран Эрнст Тынурист. Членов было 33 человека, а к концу 1943 года в церкви насчитывалось 36 членов.44
Последние предвоенные данные о деятельности церквей свободного Евангелия показывают, что к концу 1939 года, когда началась вторая мировая война, в восьми официально зарегистрированных общинах насчитывалось 2.560 членов.
В период до 1937 года, когда движение церквей свободного Евангелия ееещё не притеснялось со стороны властей, общины имели между собой духовную связь. После основания в 1926 году Таллиннской общины, Таллинн стал местом, откуда высылались евангелисты во все концы Эстонии. В тридцатые годы, когда Таллиннской церковью руководил деятельный и авторитетный пастор - шведский миссионер Вольдемар Эльвингсон, она стала руководящим центром духовной деятельности по всей стране. Во многих местах Эстонии имелись ее отделения, и даже если их утверждали впоследствии в качестве самостоятельных общин, они оставались тесно связанными духовно со своим руководящим центром в Таллинне.
Для принятия особенно важных решений, которые имели значение для всего братства, собирались специальные братские собрания, о принятых решениях сообщалось всем общинам, иногда это делалось путем публикаций в журнале «Валгус».
Ежегодно в Таллинне проводились всеобщие конференции, куда собирались многие члены общин, где и получали основные направления духовного развития и труда на ниве Божией. На этих конференциях проповедовали Слово Божие руководящие братья поместных общин, а также многочисленные гости из Швеции и Финляндии. Также ежегодно проводились занятия Библейской школы, где в течение нескольких недель руководящие братья и евангелисты пополняли свои богословские знания.
Как уже упоминалось, печатным органом движения церквей свободного Евангелия был журнал «Валгус», который начал издавать в 1924 году Вольдемар Эльвингсон. Ответственным редактором был А. Содерлунд, а позже и сам В. Эльвингсон. В течение первого года издания в свет вышел один номер за ноябрь месяц. В течение второго года - 6 номеров, и, начиная с третьего года издания - выходило в свет по 12 номеров в год.
Уже в 1935 году тираж журнала составил около 4.000 экземпляров.45
Закон 1937 года и объединение с евангельскими христианами
1937 год был переломным годом для церквей свободного Евангелия в Эстонии. 13 декабря 1934 года был издан новый «Закон о церквах и религиозных объединениях», согласно которому все религиозные организации подлежали новой регистрации. Во исполнение этого требования общины свободного Евангелия представили свои уставы для утверждения, однако Министерство внутренних дел решением от 17 марта 1937 года отказалось их утвердить, заявив, что пятидесятнические церкви в стране зарегистрированы не будут, и дав рекомендацию общинам объединиться с Союзом эстонских баптистов или Союзом евангельских христиан. В противном случае, согласно заявления правительства, общины пятидесятников подлежат полной ликвидации. Церкви свободного Евангелия стояли перед непростым выбором. Желая исполнить заповедь Всевышнего, они хотели и дальше открыто возвещать в обществе о спасении и исполнении Духом Святым, но трудиться самостоятельно больше не было возможности, ибо правительство Эстонии окончательно аннулировало регистрацию пятидесятнических церквей и закрыло это движение. (Вольдемар Эльвингсон, согласно этому новому закону, был официально отстранен от руководства еще ранее - 26 августа 1936 г.)
Нужно было решать, с кем объединяться, в какой союз идти.
Движение церквей свободного Евангелия в Эстонии, так же, как и в Швеции, имело много общего с баптизмом. Среди баптистов было довольно много сторонников движения пятидесятников, которые признавали пятидесятническое учение о крещении Святым Духом и даже проповедовали его. Однако объединению мешали в значительной мере критические выступления руководителя эстонских баптистов Карла Каупса в журналах и проповедях в адрес церкви свободного Евангелия. Другим евангельским течением, с которым можно было объединиться, был Союз евангельских христиан. Существовал целый ряд существенных различий с евангельскими христианами в вопросах учения: у них совершалось открытое и свободное хлебопреломление даже для тех, кто не был крещен по вере, существовало разномыслие по вопросу водного крещения и т. д. Поэтому объединение с евангельскими христианами требовало больших доктринальных жертв и, таким образом, было более трудным делом. Однако евангельские христиане более свободно относились и к пятидесятническому пониманию сущности духовного крещения. Многие члены церквей, а также руководящие братья этого союза церквей были исполнены Святым Духом, имели дар говорения на иных языках, для верующих было характерным стремление к исполнению Святым Духом.
В результате длительный рассуждений, дискуссий и молитв, жребий выпал в пользу объединения церквей свободного Евангелия с церквами евангельских христиан.
В Правлении Союза евангельских христиан также обсудили вопрос о присоединении пятидесятников. Получив необходимую информацию и тщательно взвесив все обстоятельства, евангельские христиане приняли единогласное решение в пользу объединения. В основу объединения положили терпимое отношение к учению с обеих сторон и невмешательство в дела поместных церквей. Объединение было юридически оформлено, но духовное руководство, издание журналов, проведение конференций, курсов и т. д. оставались полем деятельности каждой группы церквей в отдельности.
Основные положение договора об объединении были обеими сторонами приняты, большинство общин свободного Евангелия зарегистрировались в Союзе евангельских христиан и на заседании руководства Союза 23 мая 1937 года все общины, изъявившие желание объединиться, были приняты в Союз.46
Так внешне благополучно выглядело дело с официальной стороны. Но в общинах свободного Евангелия объединение проходило нелегко. Многим членам тяжело было считать себя теперь членами другой деноминации, с которыми у них существовали некоторые существенные вероученческие различия. Такие люди не объединились и остались вне Союза, нося прежнее название течения. Характерно описывает это руководитель пятидесятников Аугуст Саулюс, (вошедший в объединенный Союз евангельских христиан), говоря что “некоторым не нравилось происхождение и название нового корабля, они предпочли плыть дальше на спасательных шлюпках старого корабля”.47 Хотя официально объединение произошло в мае 1937 года, журнал “Валгус” написал об этом только в первом номере за 1938 год, да и то как-то вскользь, описывая юбилейные собрания в церкви Саалеми в Нарве.48 1937 год был один из наиболее трудных в жизни детей Божиих в Эстонии. Однако, дальнейшие годы совместного служения убедительно показали, что объединение течений не нанесло ущерба их деятельности, труд церквей свободного Евангелия не прекратился, а, наоборот, расширился. И многие из тех христиан-пятидесятников, кто не присоединились вначале, видя добрые плоды такого рода сотрудничества и совместного служения, со временем также вошли в состав объединенной церкви. Совместные заседания совета Союза и отчетные годовые собрания проходили в полном единодушии и взаимопонимании, а решения принимались в интересах обоих течений.
Мирное сосуществование и благодатное сотрудничество евангельских церквей Эстонии является достойным примером братских отношений между различными христианскими деноминациями.
В 1945 году, когда руководителей пятидесятников Украины, Белоруссии России заставят подписать Августовское соглашение о вхождении пятидесятников в союз евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), для Эстонии это будет уже давно пройденным этапом. А в 1957 году старший {пресвитер ВСЕХБ по Эстонии И. Я. Липсток в своем годовом отчете в Москву напишет из Таллинна следующее:
Известно, что в состав нашего братства входят и христиане веры ангельской (пятидесятники). Их эстонские общины слились с нами, мы работали рука об руку в полном согласии. Но есть некоторые трудности с русскими, не объединенными пятидесятниками, и опасность их влияния на русские общины не исключена. Господь до сих пор оберегал нас от большого ущерба в связи с деятельностью противников единства, так как мы зорко следим за всем происходящим и стараемся быть на страже. В общинах есть верующие, среди которых крайние движения могут найти благоприятную почву… Обыкновенно это случается тогда, когда верующие не находят удовлетворения духовных запросов в своих общинах. Поэтому мы стараемся укрепить членов наших общин в вере, чтобы они стояли на твердой основе Слова Божьего.49
И тем не менее, в конце 1970-х годов именно в Таллинне, в церкви Олевисте, что принадлежала к Союзу церквей евангельских христиан-баптистов, но в значительную меру была разбавлена пятидесятниками, которые изменили ее изнутри, наполнив светлым учением о действии даров Святого Духа, вспыхнуло и стремительно прокатилось по всему Советскому Союзу, достигая его самых отдаленных уголков, широко известное, так называемое «Таллиннское движение», которое представляло из себя мощный выброс харизматических проявлений. Правда, в основном, люди сейчас в большей мере помнят невероятные чудеса исцелений, которые в течение'! длительного времени происходили во времена специальных служений?! исцеления в этой «баптистской» церкви в центре столицы Эстонии.
|