1 часть / Дорогие друзья! случайно мы нашли информацию о Пятидесятниках - в республиках Прибалтики от 1700 года...
Надеемся, что этот материал будет для многих интересным!Благословений!
********************************************************
ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ В РЕСПУБЛИКАХ ПРИБАЛТИКИ
«Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения». (Иез. 34:26)
«Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пропил на вас правду». (Ос. 10:12)
ЭСТОНИЯ
Христианство пришло в Эстонию сравнительно поздно - официальной датой принятия христианства в этой стране считается 1227 год. Приняв католическое христианство от армии крестоносцев, целью которых была христианизация Эстонии, народ этой страны имел весьма слабое представление о сущности христианства, продолжая, зачастую, следовать бывшей своей национальной религии. Подлинное оживление религиозной жизни началось только во время Реформации. Важно отметить, что Реформация началась в Германии в 1517 году, а ее первые проповедники достигли Прибалтики уже в 1524 году.
Мощным фактором духовного оживления была проповедь Божьего слова в лютеранских церквах на эстонском языке, понятном для народа, а также последующий перевод Библии на родной для эстонцев язык.
В 1710 году в результате изнурительной Северной войны Эстония была присоединена к России. Примерно в это же время в Эстонию стало проникать из германского города Галле живое духовное движение, называемое пиетизмом, а также появились так называемые гернгутерские братья из другого германского города Гернгуте, который также стал одним из центров мощного духовного пробуждения. В значительной мере благодаря их стараниям, был выполнен в 1715 году перевод Нового Завета на эстонский язык, а в 1739 году было напечатано пять тысяч эстонских Библий, а также другая разнообразная христианская литература.1
Это привело к серии значительных евангельских пробуждений в Эстонии, что обусловило возникновение церквей баптистов, методистов, евангельских христиан и других деноминаций, которые имели живые интенсивные связи со своими единоверцами в Германии, Финляндии, Швеции, России.
За начало возникновения евангельского баптистского движения в Эстонии принято считать 1884 год, когда была основана первая баптистская церковь в старинном городе Хаапсалу, хотя подобное евангельское движение еще раньше существовало на острове Вормси.2
В 1900 году был образован Союз баптистов Эстонии, который юридически являлся частью Российского союза баптистов, однако фактически вел вполне самостоятельную деятельность. Первоначально в этом союзе было только пять церквей, однако постепенно его влияние расширялось.3 Известно также, что в 1910 году была зарегистрирована в Таллинне первая церковь евангельских христиан, которой руководил пастор Иоганнес Рубанович (1866-1941), еврей по национальности. Впоследствии евангельские христиане также образовали свой союз под руководством Эдуарда Лилиенталя (1871-1952).4
Пятидесятническое движение в Эстонии началось в начале двадцатого века и постепенно привело к образованию так называемых церквей свободного Евангелия. Вплоть до первой мировой войны это движение в Эстонии было небольшим и не носило постоянного характера. Время от времени оно затихало и пробуждалось с новой силой опять. Стремительное и сильное пятидесятническое движение в Эстонии началось только в двадцатые годы.
Раннее начало пятидесятнического движения в Эстонии К большому сожалению, необходимо сказать, что до настоящего времени не обнаружено достаточно точных, задокументированных данных о том, имели ли место какие-то особенные харизматические проявления даров Святого Духа во времена предыдущих волн пробуждения в Эстонии. Однако, по дошедшим до нас народным преданиям, они имели место в 18 столетии в приходе Симули. В том числе известно, что эти явления сопровождались говорением на иных языках. Встречаются также отрывочные воспоминания и сведения о подобного рода происшествиях во время евангельского пробуждения в Западной Эстонии в 1879 г., где они стали довольно распространенным явлением. Оттуда это движение стало распространяться на другие места Эстонии, в частности в Ридала, Раквере, Симуна и др.
Первые более или менее достоверные данные о движении пятидесятников в Эстонии связаны с Тарту и имеют отношение к благословенной деятельности сестры Маргаретты фон Браш. О ней известно, что она родилась в Германии, затем вышла замуж за судью Александра фон Браш, который имел титул барона и был хозяином владений в эстонских поселениях Ваймаствере и Крайманни. Судья рано умер и, потрясенная его смертью, Маргаретта уехала в Германию, где и нашла спасительное успокоение у ног Иисуса Христа, присоединившись к одной баптистской общине, которая приняла ее в свои ряды через святое водное крещение по вере.5
На рубеже 19 и 20 столетий она вернулась в Эстонию и начала проводить молитвенные собрания в Ваймаствере, в приходе Лайузе. Там они проводились и позднее, при участии иностранных проповедников, которых приглашала Маргаретта фон Браш.
Сама она поселилась в Тарту в своем собственном доме, расположенном по улице Александри. Постепенно и там она начала проводить молитвенные богослужения, на которых немало потрудился проповедник Тартусской баптистской церкви Михкель Ойдерманн. Проповедовали также и другие проповедники из разных христианских течений, в их числе были многие евангелисты, приглашенные сестрой Браш из-за границы, в основном из Германии и Англии. Что касается проповедников из Германии, то они принадлежали, в основном, к обновленческому течению пробуждения, что придавало их проповедям особенно живой и животворный характер.
Когда в Германию пришло пятидесятническое движение и началось действие Духа Пятидесятницы, оно также передалось и в Тарту. Впервые случаи исполнения Духом Святым со знамением говорением на иных языках наблюдались в Тарту на собраниях, которые проводила Маргаретта фон Браш через женщину - евангелистку из Англии по фамилии Патрик. Есть основания считать, что это случилось в 1907 году.6
Маргаретта фон Браш, которая и ранее стремилась к глубоким духовным переживаниям, была захвачена этим новым духовным движением. Пробудительные собрания были очень живыми, люди каялись и обращались к Господу в большом количестве, говорили на иных языках, было много случаев исцеления больных, происходили и другие проявления дарований Святого Духа.
Эти евангелизационные собрания проводили проповедники, приглашенные из Германии, Англии, Швейцарии, Швеции, Голландии. Наиболее известными из них были И. Пауль, Н. Б. Волкманн, X. Виетур, Б. Шиллинг, Френк, Швенк.7
Однако приезжие проповедники, по окончании своего служения, снова возвращались к себе домой в родные страны, а руководить воспитательной работой с новообращенными на местах М. фон Браш призывала местных эстонских братьев. Вначале это был уже упомянутый Михкель Ойдерманн, однако его лично очень настораживало проявление духовных дарований, которых он не понимал. По этой причине он не смог полностью присоединиться к этому новому движению, затем постепенно стал отходить от активного участия в нем.
В 1905 году был приглашен также проповедник Яак Пайдрасол, финн по национальности. И хотя он лично не обладал такими дарами Святого Духа, он очень симпатизировал этому духовному движению и впоследствии даже стал руководить этой работой, которую Господь совершал в Эстонии. Под его руководством этот труд веры достиг своего апогея. Пробуждения продолжались постоянно, продолжалось действие Духа Святого. Число присоединившихся верующих постоянно росло, иностранных проповедников с интересом слушали также преподаватели и студенты университета, будущие богословы.8
В 1906 году М. фон Браш начала строить большой молитвенный дом, на 2.000 мест. Деятельность постоянно расширялась. Была также основана воскресная школа, которую посещали около ста детей. Был создан хор, проводились конференции и Библейские курсы, на которых преподавали, в основном, проповедники из-за границы. Первый курс обучения начал свою работу 1 ноября 1908 года, второй - в следующем году в тот же день. На эти мероприятия съезжались верующие со всей страны, особенно этим интересовались христиане немецкой национальности. Все выступления и проповеди на конференциях и курсах переводились, как правило, с немецкого на эстонский язык.9
Затем между Я. Пайдрасолом и М. фон Браш возникли разногласия по поводу направления деятельности и его дальнейшего развития. Это привело к тому, что в 1910 г. Пайдрасол окончательно отделился и начал трудиться самостоятельно. Вместе с ним отошли и некоторые другие бывшие сторонники пятидесятнического движения. Вместо отделившегося Пайдрасола М. фон Браш пригласила руководить движением Карла Мухлберга из Выру, который трудился в этой местности до 1914 года. В этот период времени в 1911 г. произошло объединение с общинами баптистов и, таким образом, создался филиал Яльгимяеской баптистской церкви. Ее руководитель М. В. Глейн был сторонником движения пятидесятников и вполне был согласен с существовавшим до этого в Тарту образом и направлением служения.10
Однако в этот период времени духовный порыв начал постепенно угасать, на конференциях уже не было таких великих благословений, как раньше, так как часть иностранных проповедников, особенно из Германии, принадлежали к вероучению, где практиковалось крещение детей, на конференциях стали возникать разногласия в вопросах учения, особенно в части водного крещения.
Раздоры угасили работу Духа, дары Духа Святого более не проявлялись в такой обильной мере, как ранее. Некто Ханс Каркер из братской общины писал, что 26 сентября 1913 года он посетил молитвенный дом фон Браш, где «некогда были действия Святого Духа и пророчества на иных языках». Теперь же «большой молитвенный дом был пуст, на собрании присутствовало около пятнадцати человек».11
В начале первой мировой войны М. фон Браш выехала в Германию, оттуда уже больше не вернулась. Она умерла 19 октября 1932 года в Берлине. Позже молитвенный дом М. фон Браш был куплен и отдан в распоряжение Объединения эстонских баптистских общин, Впоследствии он стал молитвенным домом Третьей Тартусской баптистской церкви.
В период с 1911 года по 1916 год на средства М. фон Браш издавался эстонский ежемесячный духовный журнал «К небесам». Редактором с 1912 года до конца издания была Паулине Кохнберг. Она родилась в 1847 году в Вяйне Рынгу в семье, которая принадлежала к братской общине. П. Кохнберг работала воспитательницей в нескольких местах. Спасение своей души через живую веру во Христа Иисуса она получила, живя в Тарту, в 1908 году. Там же она пережила духовное крещение вместе с даром языков. Позже она стала членом Третьей Тартусской баптистской церкви. Умерла она в глубокой старости.12
Журнал «К небесам» выходил 12 раз в году на 16 страницах тиражом около 1.000 экземпляров. В нем, в основном, печатались переводы произведений И. Пауля, Э. Модерзона, Гордона и других авторов.13 Основным его направлением было стремление к миру, к освящению, при этом подчеркивалась важность и необходимость евангелизации и общения с Духом Святым.
В то время движение Пятидесятницы и учение о дарах Святого Духа имело большой размах. Его поддерживали лучшие пятидесятнические проповедники из Германии, однако оно не имело постоянного характера. Что же касается Эстонии, оно не достигло даже близлежащих районов около Тарту. Причиной этого было отсутствие соответствующих опытных духовных руководителей, ибо ни Яак Пайдрасон, ни Карл Мухлберг, ни, тем более, Михаель Ойдерманн не посвятили себя полностью движению пятидесятников.14
Еще до начала первой мировой войны, в 1913 году в Тарту возник еще один центр пятидесятников. Им стало тартуское отделение Рижского Евангельского Общества трезвости «Спасение». Его часто посещал Хейндрик Рабе из Латвии, насаждая учение о крещении Духом Святым с говорением на иных языках.15
Сведения о первых современных пятидесятниках в Таллинне, а также об учении о крещении Духом Святым со знамением иных языков восходят к 1906 году, когда стало распространяться понятие, что водное крещение не есть крещение Духом Святым, к которому должны также все стремиться. Более значительное духовное пробуждение началось в Таллинне в 1907 году. Начиная с этого времени, здесь бывали многие евангелисты из-за границы, в их числе Квиринг и И. Реймер, а также Питер Шмидт из Швейцарии, Б. Шиллинг из Германии.16 Вначале собрания проходили на частных квартирах. Особенно часто посещал Таллинн проповедник Шиллинг из числа пятидесятников Германии. Он проповедовал в основном на квартире А. Наске, а также в молитвенном доме баптистской церкви «Алина»(«Источник»).
Руководящий Яльгимяеской баптистской общины М. В. Глейн находился в 1912 году в Германии, где он стал убежденным сторонником духовного. движения. Возвращаясь на родину, он привез с собой евангелиста X. Виетури, который начал проповедовать в Таллинне и Тарту. Собрания проводились в Нымме в отделении Яльгимяеской баптистской общины, но в большей мере - в молитвенном доме А. Наске в Таллинне, по Тартускому шоссе, 13. Было живое пробуждение в народе, многие получали спасение, исполнялись Духом, пророчествовали на иных языках вместе с истолкованием. В молитвенном доме по Тартускому шоссе, 13, была церковь таллиннских немецких баптистов, где руководящим был Вальдемар Карьюс. Он не имел видимых даров Духа, и в 1912 году покинул молитвенный дом, принадлежащий А. Наске, вместе со своей общиной. Руководящим был избран проповедник из Германии Н. Виетхиер. Официально там находилось отделение Яльгимяеской баптистской церкви. Там же работало отделение Рижского Евангельского Общества трезвости «Спасение».17
5-12 января 1914 года в молитвенном доме Наске проходила большая пятидесятническая конференция, в которой участвовали братья из Риги, Петербурга, Нарвы, Тарту и других мест.18 Главными выступающими на конференции были Н. Виетхиер и Хендрик Рабе.
Во время первой мировой войны присутствие иностранных проповедников было запрещено и обширное духовное движение в Таллинне пошло на убыль. В молитвенном доме Наске осталось отделение Яльгимяеской баптистской церкви, руководимое Дж. Фискаром. В 1919 году из него была образована Таллиннская община баптистов «Педеста» («Вифезда»).
Н. Виетхиер посетил Эстонию еще раз в ноябре 1923 года. Он выступил на Библейских курсах с тремя докладами: «Миссия палатки», «Крещение Святым Духом» и «Грех против Святого Духа». Из его докладов стало очевидно, что он несколько отошел от своих бывших понятий по вопросу о крещении Святым Духом.
В 1938 году он присоединился к движению баптистов.19
В Нарве учение пятидесятников начало проповедоваться в 1908 году. Руководящий Нарвской баптистской церкви Дж. Брандманн пригласил в Нарву из Петербурга Пекку Хаккарайнена, который имел связь с пятидесятниками Финляндии. Его труд евангелизации сопровождался большими Божьими благословениями. Массы народа приходили к спасению, началась работа Святого Духа, сопровождаемая проявлениями духовных дарований, некоторые говорили на языках. Члены церкви, особенно молодые люди, исполнялись Святым Духом. Однако П. Хаккарайнен действовал в церкви, вероятно, слишком решительно и вступил в конфликт с руководящими старшими братьями. Одновременно его обвинили в том, что в его проповедях стало присутствовать учение о полном освящении. Некоторые из членов церкви призвали руководящих братьев из числа (баптистов, в том числе председателя Союза баптистов А. Тетерманна и Т. Саарманна, которые 19 октября 1908 года отстранили Хаккарайнена от работы в церкви. Вместе с ним ушли из церкви 239 членов, т. е. более половины членов церкви, в том числе весь хор.20
Хаккарайнен начал трудиться в доме № 7 по ул. Масути. Это был частный дом, принадлежавший семье Лепа. Было получено официальное разрешение для проведения там собраний. Вначале были обильные лагословения. Число спасенных людей постоянно увеличивалось. Они начали добиваться разрешения, чтобы официально зарегистрировать общину. Однако постепенно многие из тех, которые перешли к ним из других общин, духовно охладевали и возвращались в свои бывшие общины. В 1909 году осенью в этой вновь образованной Нарвской церкви евангельских христиан насчитывалось всего 22 члена. Старшим ее был избран П. Хаккарайнен. Последующее служение было, все же, более благословенным. Дом молитвы наполнился народом.
Пекка Хаккарайнен покинул Нарву летом 1912 года. Он переехал в Хельсинки и вместе с А. И. Ивановым стал трудиться в русской евангельской церкви, как она тогда называлась в Финляндии. (Община эта, как известно, до 1913 г. входила во Всероссийский Союз евангельских христиан (ВСЕХ) под руководством И. С. Проханова). Считается, что самым активным периодом служения брата Хаккарайнена среди русских пятидесятников был предвоенный 1914 год.21 Новым руководящим Нарвской общины был избран 24 августа 1912 года Александр Сумманен. Последовал плодотворный период служения и евангелизации, к началу первой мировой войны община имела 60 членов.22 (Хаккарайнен посетил этот город еще раз в 1936 году и вместе с А. Сумманеном благословил брата Эвальда Кииля на труд Божий).
Александр Сумманен родился 3 сентября 1882 года в Ингермаландии в деревне Кулла. Образование получил в приходской школе, в Куземкино. Будучи в возрасте 24 лет, получил спасение. Крещение Святым Духом пережил в 1912 году, когда проповедники Хаккарайнен и Турунен проповедовали благословение Пятидесятницы. Пресвитером Нарвской церкви евангельских христиан он был в период с 1912 по 1944 год. Наряду с исполнением обязанностей пресвитера в Нарве он был избран 26 августа 1921 года проповедником Лайус-Тяхаверской баптистской церкви. Когда в 1936 году он был вынужден покинуть последнюю, он основал поблизости в деревне Тыреда новую общину, которая вначале была отделением Нарвской церкви евангельских христиан, а позднее стала самостоятельной общиной.23
В тяжелые годы первой мировой войны город Нарва сильно пострадал, и в некогда процветавшей общине осталось после войны 19 членов. Но усердный труд церкви и молитвы святых были приняты Господом - и начался новый духовный подъем в церкви. Возросла посещаемость богослужений, началось пробуждение, особенно сильным оно было в 1925-1926 годах. В 1927 году в церковь приняли 33 новых члена, а 18 августа следующего года открыли новый молитвенный зал на ул. Пеетри, 20. Там проводились собрания на эстонском и русском языках. Большое пробуждение было также зимой 1930-1931 года. Дух Святой работал могущественно и наполнял силой своей жаждущих верующих. Собрания проводились в нескольких местах в городе и деревнях. Проповедовали на эстонском, русском и финском языках. Число членов увеличивалось, в церкви было примерно 70 братьев. В 1933 году закончили строительство нового просторного молитвенного дома на ул. Пеетри, где были прекрасные условия для богослужений и евангельского труда. В 1935 году в церковь вступило еще 47 человек.
Отделения церкви (церковные филиалы) были созданы в конце 30-х годов в Каливере и в Раквере, а также в деревне Ваналюла. Отделение церкви в Тыреда стало в 1939 году самостоятельной общиной. В это же время в Нарве в общине Саалеми, которая состояла из 297 членов, было 12 рабочих точек, 2 воскресные школы, в которых находилось более 90 детей.24
Если большинство церквей свободного Евангелия (как обычно в Эстонии называли церкви пятидесятников) не имели особо тесных контактов с другими евангельскими общинами из-за некоторого недоверия последних к духовному движению пятидесятников, то нарвская церковь была исключением и довольно активно общалась со многими другими течениями. Это обуславливалось также и весьма авторитетной для всех христиан личностью А. Сумманена, который был известен своей духовностью, благочестием и любовью ко всем. Александр Сумманен был многими любим, как выдающийся муж веры. Его ясный ум, скромность и глубина веры помогли ему приобрести много друзей не только в своей общине, но и в других христианских деноминациях. (Кстати, входя в состав движения церквей свободного Евангелия, эта церковь в Нарве долго еще сохраняла свое прежнее название церкви евангельских христиан).
Жизнь брата А. Сумманена угасла в пламени войны.
Известно также о движении пятидесятников и служении даров Духа Святого осенью 1913 года в Пярну. Там существовало отделение Рижского Евангельского Общества трезвости «Спасение». В Рижском обществе через братьев Хендрика и Георга Рабе началось большое движение пятидесятников, захватившее и Пярнуское отделение. X. Рабе часто посещал Пярну. 7 октября 1913 года его посетили Н. Виетхиер и евангелист из Голландии Швенкс, которые проповедовали пятидесятническое учение. Но, вероятно, особо широкого распространения оно там не получило. Сохранился документ, в котором руководящая сестра Пярнусского отделения Рижского Общества трезвости «Спасение» Ольга Оертлинг пишет: «Мы не нуждаемся в движении пятидесятников, но желаем, чтобы все, что написано в Библии, исполнилось в нашей жизни; любовь и руководство Святого Духа важнее даров, хотя и они необходимы».25
Шведские пятидесятнические миссионеры. Вольдемар Эльвингсон.
Большое пятидесятническое движение началось в Эстонии в 1922 году, когда приехали шведские миссионеры - евангелисты Улоф Ханссон, Интервью В И. Франчука с Арпадом Ардером в июле 1987 г. Архив Всеукраинского союза церквей христиан веры евангельской. Там же Там же Вольдемар Эльвингсон и Нильс Кастберг.26 В связи с тем, что они первоначально не владели эстонским языком, они начали свой труд и свою проповедь среди местных шведов в приходе Ноароотсл. Они имели немалый успех в своем служении, многие люди приходили к познанию Господа и спасению. Дух Святой действовал среди неверующих людей, а также часть верующих из других деноминаций присоединилась к движению. Таким образом, были основаны первые общины, которые получили название церквей свободного Евангелия в Эстонии. В 1924 году была основана такая церковь в приходе Ригулди - церковь Ноароотси. Она имела свое отделение в Пасслена, которое стало самостоятельной общиной в 1931 году. Церковь Ригулди, ведомая Духом Святым, который есть Дух евангелизма и миссии, выслала на труд четырех евангелистов: из них двое были направлены на остров Хийумаа и двое других - в Вильянди. Пятидесятническое вероучение из Ноароотси распространилось также дальше в Харьюмаа, в приход Ристи, в волость Ныва, где в деревне Вайски была создана церковь и построен в 1927 году молитвенный дом.
Что же касается острова Хийумаа, где позже основали Кярдласкую церковь свободного Евангелия, первыми вдохновенными проповедниками Пятидесятницы были здесь А. Сумманен и П. Нуутинен. Позднее, услышав о духовной деятельности братьев из церкви Ноароотси, на Хийумаа приехали шведские евангелисты. Таким образом, в июле 1923 года на остров приехали Н. Кастберг и Э. Ханссон, начавшие проповедь в молитвенном доме баптистов. Вначале посещение собраний было живое и интенсивное. Святой Дух работал и исполнял благодатью сердца людей, о чем засвидетельствовали более нежели 20 человек, которые получили дар языков. Многие больные были исцелены.
Н. Кастберг остался трудиться в Кярдлаской баптистской церкви вместе с переводчицей Л. Сидманн. Пробуждение ширилось, особенно замечательные служения стали проходить в октябре. Но не вся община следовала новому направлению жизни и служения, появились разногласия по поводу действия даров Святого Духа. Разногласия заглушили пробуждение, дискуссии и раздоры увеличивались. Это привело к тому, что 27 января 1924 года из баптистской церкви вышло 13 человек и вместе с ними - Н. Кастберг. Они начали роводить свои собрания отдельно в частном доме П. Линча.
Самостоятельную общину они официально основали в Кярдла 9 февраля 1925 года, членами церкви тогда были 21 человек, пресвитером избрали Н. Карстберга. Одновременно они решили строить в Кярдла свой собственный молитвенный дом, который и построили с помощью шведских верующих. Он был закончен и освящен 27 октября того же 1925 года. Когда брат Карстберг в 1927 году покинул Эстонию, пресвитером стал Дж. Халлманн, которого в 1930 году на пасторском служении заменил X. Содерлунд. Последний работал до 1937 года, а после него пастором этой церкви был В. Джаагер, передавший позднее это служение Эвальду Киилю.
Община трудилась благословенно и успешно, пополнялась спасенными душами. Дух Святой имел достаточную свободу действовать в человеческих сердцах, работа Божья расширялась по всему острову Хийумаа: в Мейесте, Луйдья, Кыну и далее. В 1939 году церковь имела 5 отделений и 2 воскресные школы, в которых было 49 детей. Членов церкви было 118 человек. К концу 1943 года, несмотря на катаклизмы войны, число членов увеличилось до 163, из них - 30 братьев. Если в 1939 году в этой церкви крестили 7 человек, то в 1943 году - 49 человек. Воскресных школ стало в 1943 году уже три, а число детей в них возросло до 115 юных христиан и христианок.27
Говоря о пятидесятническом движении в Эстонии, следует сказать, что многие годы ведущей, центральной церковью была Таллиннская церковь свободного Евангелия. Как уже говорилось ранее, движение пятидесятников в Таллинне началось в молитвенном доме А. Наске. Продолжили его члены Таллиннской баптистской общины «Вифезда», совместно с баптистской церковью «Алина». В 1923 году баптистскую церковь «Алина» посетили несколько евангелистов-пятидесятников из Швеции и Финляндии, через проповеди которых произошло большое духовное оживление. В ноябре того же года в Таллинн приезжал Н. Виетхиер из Германии, проповедовавший также о дарах духовных.
Начиная с лета 1925 года постоянно об этом же проповедовал приезжавший сюда шведский миссионер Вольдемар Эльвингсон, который первоначально использовал зал для проведения собраний на ул. Пинн, 60, а в октябре того же года перешел на ул. Мярди, 15, в бывший молитвенный дом Второй Таллиннской баптистской церкви.
Таллиннскую церковь свободного Евангелия официально основали 2 февраля 1926 года. В нее вступило 102 члена, из них половина (50 человек) ранее были членами баптистской церкви «Вифезда». Пресвитерами церкви были избраны Улоф Ханссон и Вольдемар Эльвингсон, но последний переехал впоследствии в 1927 году на некоторое время в Тарту. В этой церкви на ул. Мярди дело Божие шло оживленно, большое помещение было переполнено народом, все новые люди присоединялись к церкви, ощущалась сильная работа Святого Духа. Помещение скоро стало тесным и в конце 1929 года пришлось купить у адвентистов седьмого дня большой молитвенный дом по ул. 3. Татари, 52, куда церковь свободного Евангелия переселилась на рубеже 1930-1931 годов. Молитвенный дом и сама община Интервью В И Франчука с Арпадом Ардером в июле 1987 г Архив Всеукраинского союза Церквей христиан веры евангельской стали именоваться «Элим». Пастором этой церкви стал вернувшийся из Тарту В. Эльвингсон.
Дело Божие в новом молитвенном доме быстро разрослось, стало распространяться по всей стране, вскоре создалось несколько отделений. В Таллинне таковыми стали пункты в Нымме по ул. Парги, 16, в Пельгулинна по ул. Тарабелла, 26 и в Копли. Крупные отделения (филиалы церкви) были также в Выру, Рытела, Печерах, в Ярве-Яаки, Пайде и других местах, а в Лехра такая евангелизация началась еще в 1926 году.
И. Лепп в Нымме построил на свои средства просторный молитвенный дом по ул. Парги, 16, который освятили на служение 15 сентября 1929 года. Туда перешли в качестве членов верующие из нескольких других Таллиннских общин. Вначале И. Лепп и его помощник Пахлберг трудились единогласно, но через некоторое время начались разногласия, т. к. в Нымме допускались некоторые искажения. По этой причине Таллиннская церковь свободного Евангелия перестала в 1931 году с ними сотрудничать. Позже эта духовная работа в молитвенном доме на ул. Парги постепенно затухла.28
Благословенным тружеником, стоящим в центре пятидесятнического движения в Эстонии и все более признанным руководителем становился пастор церкви свободного Евангелия в Таллине Эльвингсон.29 Вольдемар Эльвингсон родился 12 августа 1893 года в Швеции. Спасение по вере он пережил в 1914 году, будучи в возрасте 21 года. Немногим позже он трудился евангелистом на севере Швеции, в Лапимаа. Духовное образование получил в методистской духовной семинарии, которую успешно закончил. Затем работал в Уппсала в тамошней церкви «Филадельфия», оттуда его послали в Эстонию в 1922 году для евангельской миссии. Вначале трудился в Наароотси, а с 1925 года - в Таллинне. С 1927 года по 1930 год он благословенно трудился в Тарту, где организовал общину, затем был приглашен переехать в Таллинн, чтобы принять служение пастора Таллиннской церкви свободного Евангелия.
Много лет стоял он во главе этой общины, но юридически официальным руководителем числился Аугуст Саулюс, т. к. Эльвингсон был гражданином другой страны и, согласно закону, не мог быть пастором церкви в Эстонии юридически. А в 1939 году председателем совета церкви стал Александр Содерлунд.30
В течение времени с 29 января 1938 года до марта 1939 года Эльвингсон был в заграничной поездке в США, служа в общинах свободного Евангелия для местных шведов, эстонцев и норвежцев. Вернувшись на короткое время в Эстонию, он уже не мог продолжать там свое служение, ввиду изменения государственных законов. Как и многие другие миссионеры, он вынужден был покинуть Эстонию. Эльвингсон уехал в Швецию и, наконец, в Австралию, где был пастором эстонской церкви. Умер он в Австралии после тяжелой болезни.
Следует заметить, что наряду с редкими способностями духовного руководителя и организатора, он имел дар выдающегося проповедника и учителя, через его проповеди, помазанные Духом Святым, многие люди обращались к Господу. Особо следует подчеркнуть его большую роль в издательской деятельности. Кроме журнала “Валгус” (“Свет”), по его инициативе издавался также в период 1930-1931 гг. “Библейский журнал”. Было бы трудно перечислить все изданные книги и брошюры в издательстве “Валгус”, написанные им. В первую очередь стоит назвать сборник “Песни Победы” (1935 г.) и составленный им бесценный “Библейский словарь” (1931 г.), которые продолжают служить христианам Эстонии до настоящего времени.
Навсегда оставил большой след в духовной жизни Эстонии этот тихий, немногословный уравновешенный, глубокий духовный человек. И дело даже не в том, что среди всех пятидесятнических служителей в Эстонии он был единственный, кто имел блестящее богословское образование. Великий авторитет при жизни и добрую память после его отшествия снискало ему благодатное и глубокое помазание Духа Святого, которое пребывало на нем.
Что же касается Таллиннской церкви свободного Евангелия, то, имея отделения и группы по всей стране, она стала самой большой общиной в Эстонии. К концу 1928 года в ней состояло 502 члена, но ежегодно число членов увеличивалось: так, в течение 1929 года - на 121 человека, в 1931 году - на 202 человека, в 1938 году - присоединилось свыше 300 человек. К концу 1939 года в общине был 1.501 член, в том числе - 370 братьев.31
Нильс Ангелин Собирая материалы по истории пятидесятнического движения в Прибалтике, попали мы с женой летом 1987 года в маленькую русскую деревушку в Псковской области на берегу редкой красоты Чудского озера, где и нашли в ветхой избе старенького дедушку Александра, которого нам отрекомендовали как долгожителя этой местности, а в прошлом - одного из первых членов русской пятидесятнической церкви в Нарве. К большому сожалению, часть записи этого интересного интервью впоследствии затерялась, полное имя этого человека в памяти не сохранилось, но уцелевшая часть записи воскрешает страницы давно забытой истории озникновения церкви в Нарве в середине двадцатых годов.
От брата Александра я впервые услышал про служение шведского миссионера Нильса Ангелина, или, как его с любовью называли русские, Нильса Александровича.
Заканчивая свое повествование, дедушка Александр вдруг сказал, что, как он слышал, Нильс Ангелин еще жив и в настоящее время проживает в Швеции. Я тут же подсчитал, что если Ангелин, действительно, еще жив, то ему должно быть, около девяносто лет. Я очень заинтересовался этой слабой надеждой разыскать престарелого миссионера, благодаря служению которого образовалась русская церковь пятидесятников в Нарве и других окрестных селениях, тем более, что плоды его работы не исчезли - группы верующих, ведущих свою преемственную связь с теми временами, продолжали существовать на этой территории.
Трудно сказать, на что я надеялся, но я начал писать письма по адресу в Швеции, который дал мне старик в этой псковской деревне. Это не был адрес Ангелина, но он уверял меня, что эти люди, возможно, знают, где его найти. На мои письма не было никакого ответа в течение длительного времени. Ничем другим, как только водительством Божьим я могу объяснить то обстоятельство, что надежды моей хватало писать письма снова и снова - и они уходили как вода в песок. Ответа не было. Надежда истощалась. И вдруг - почти через два года безрезультатного молитвенного ожидания в Мариуполь пришло письмо из Швеции. Я вскрыл его дрожащими руками. Это было письмо от Нильса Ангелина! Одно из моих писем все-таки чудом Божьим дошло до него.
Нильс Ангелин писал в своем письме, что сейчас ему уже девяносто один год, что он живет по совершенно другому адресу в совершенно другом месте. Он писал, что он скоро предстанет перед очи Божий, но что мое письмо, в котором написано, что дело его жизни не было напрасным и принесло много плода, является для него великой наградой за его труд на ниве Божией еще здесь на земле. Он просил меня приехать посетить его в Швеции так срочно, как возможно.
Поездка в Швецию в то время тоже казалась еще фантастикой. Тем не менее, не прошло и полгода, как Господь удивительно открыл двери для поездки в эту страну. В то время я знал в Швеции только двух человек -директора миссионерского центра «Сулосен» Ингемара Мартинсона и сотрудника Славянской миссии Раули Лехтонена, с которыми я встретился незадолго до этого на Всемирном конфессе по мировой евангелизации летом! 1989 года в Маниле на Филиппинах. Линчепинг оказался совсем недалеко от «Сулосена», который впоследствии прочно вошел в мою жизнь, какь! благословенная учебная миссионерская база для многих сотрудников миссиис| «Возможность», которую я возглавляю уже 14 лет. Многие церкви в разных концах бывшего Советского Союза были созданы ими за эти годы. И не случайно мы называем «Сулосен» миссионерским гнездом, откуда многие наши сотрудники начали свой путь на миссию. В январе 1990 года вместе с сотрудником Славянской миссии Раули Лехтоненом я приехал в шведский городок Линчепинг, где по улице Барфотегатан, 7 и прошли последние годы жизни этого удивительного человека - Нильса Ангелина.
Трудно рассказывать о нашей встрече. Престарелый миссионер плакал от радости, когда я ему рассказывал о тех следах его работы, которые я обнаружил спустя полвека после того, как его выдворили из Эстонии.
Нильс Александрович Ангелин родился 15 июля 1898 года в селении Бернум недалеко от города Геслехолм на юге Швеции в лютеранской семье. Однако в 14-летнем возрасте он пережил личное спасение в октябре 1912 года через проповедь одной миссионерки. В свое время она работала с мужем в далекой Манчжурии. Там он заболел и умер, а его жена вернулась в Швецию. Именно она привела к Богу юного Нильса Ангелина, привила ему любовь к миссионерскому служению и к русским людям. Эта любовь и приведет его на миссию.
Ему было 27 лет, когда он приехал в Эстонии с целью проповедовать в Нарве для русского народа. Русского языка он практически не знал, его еще предстояло выучить. Он начал свое служение для тех, кто очень хорошо понимал просто язык любви - для детей. Уже в 1925 году он создал в Нарве, в Иван-городе воскресную школу для детей. Уча язык, он постоянно проповедовал Слово Божие, и результаты его проповеди появились очень скоро. Среди первых обращенных была и его учительница русского языка по имени Анна, которую он называл Анютой. Через какое-то время она стала его женой. В 1929 году родился их первенец, они назвали его Гунаром. Затем пришли в их жизнь две дочери: Ингрид и Лилиан.
Из воскресной школы начала вырастать большая церковь.
Несколько раз эту церковь посещал также Вольдемар Эльвингсон, радуясь за своего брата и сотрудника. Эльвингсон не знал русского языка и мог говорить только с переводом.
Церковь благословенно развивалась.
Владимир Тексель из Нарвы в конце J932 г. в своей публикации в журнале «Примиритель» под названием «Кратковременные Библейские курсы в Нарве» писал следующее:
Благодарение Господу, позволившему нам устроить здесь в г. Нарве Библейские курсы, которые продолжались с 31-го октября по 7-ое ноября 1932 года.
Кроме 15-ти душ из нашей общины на курсы прибыли еще 20 душ из провинции. В числе прибывших оказались сестры Емилия Бертелъсон из Кикта, около г. Юрьева, и сестра Мария Губерт, работающая среди русского населения в Печерах.
Преподавателями были брат Гиндельман из Тапса и наш дорогой брат Ангелин. Господь чудно благословил их слово.
Брат Гиндельман в свое время был пастором методистов в г. Феллине. Господь чудно открыл ему о водном крещении, которое он принял два года тому назад, за что и был отстранен от должности методистского пастора и затем исключен из общины. Брат Гиндельман ревнует о крещении Духом Святым, и мы верим, что скоро Господь исполнит его волной благодати.
День распределялся так. В 9 часов утра молитва. В 11 часов и после обеда лекции на различные Библейские темы. Заключался день благословенным призывным собранием.
Чудно было смотреть на молодых, полных силы братьев, смиренно припавших к ногам Христа. Некогда они были противники Евангелия, а теперь оказались побежденными любовью Христа. Есть, однако, еще много знатных и сильных людей, которых нужно привести еще к ногам Христа.
Мы верим, что тот огонь, который возгорелся в сердцах наших в молитвенном общении и взаимном назидании на этих кратковременных библейских курсах, братья и сестры унесли с собой, и будут зажигать им сердца людей в местах своего пребывания. Аллилуйя!
Мы молимся теперь и просим молиться вместе с нами, чтобы Господь позволил нам иметь такие курсы и в следующем году. «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову» (Кол. 4:3). 32
Нужно сказать, что важность Библейского образования была очевидной для верующих в Эстонии, этому уделялось серьезное внимание. Известно также, что эстонское братство держало регулярную и устойчивую связь с Восточно-Европейской миссией и ее сотрудниками, которые регулярно навещали Эстонию. Например, в период 4-13 ноября 1933 года снова состоялись Библейские курсы в Нарве, в той общине, где пастором был Нильс Ангелин. Преподавал на этих курсах Густав Шмидт, в дорожных записках которого осталась такая запись о его поездке в Эстонию:
Из Нарвы я проехал в Таллинн (Ревель), главный город Эстонии, где имел радость познакомиться с братом Эльвингсоном, в общине которого в то время шли четырехнедельные Библейские курсы. Утром я прочел лекцию, на которой присутствовали 40 проповедников, а вечером того же дня служил словом в многочисленном собрании местной общины пятидесятников, насчитывающей до 1.000 членов…33
К сожалению, в 1937 году власти Эстонии выдворили иностранных миссионеров из страны, в том числе и Нильса Ангелина, с его русской женой и тремя детьми.
Переехав в Швецию, они поселились в Оребру, арендовав там небольшую квартиру. Но сердце миссионера продолжало гореть любовью к миссионерскому служению. Как раз в это время пятидесятнические церкви посылали миссионеров в Бразилию, где стремительно разворачивалось большое и мощное движение Пятидесятницы. (Именно шведские церкви стояли у истоков пятидесятнического движения в Бразилии в начале 20 века. Сейчас это движение насчитывает в своих рядах многие миллионы верующих). 305 шведских миссионеров работали в Бразилии в то время. И Нильс Ангелин со своей семьей присоединился к ним.
Двадцать восемь лет трудился Нильс Ангелин в Бразилии. Там выросли его дети. И они всегда будут помнить край своего детства, которое прошло где-то в окрестностях города Рио-гранде-Досул, где они жили и трудились для славы Божией.
Кроме португальского языка, который пришлось ему выучить, очень понадобился и русский - ибо Нильс Ангелин много трудился и среди русского населения в Бразилии, работал в контакте с русскоговорящими церквами, которых в Бразилии было немало после волны переселения, в особенности из Западной Украины, Западной Белоруссии и Польши до начала второй мировой войны. Там Нильс Ангелин создал даже школу проповедников, в которой учил будущих местных проповедников 12 лет: с 1953 по 1967 год.
В 1967 году, чувствуя приближающуюся старость, Нильс Александрович вернулся на родину в Швецию умирать. Однако по воле Божией суждено было ему прожить еще долго, совершая молитвенное ходатайство за дело Господа на миссионерских нивах. В 1976 году умерла его русская жена Анюта.
А долгие годы спустя, к нему чудом Божьим дошло мое письмо…
Я всегда буду помнить нашу встречу с Нильсом Ангелином в заснеженном январском Линчепинге. Говорил он спокойно и радостно, практически без акцента на прекрасном русском языке - на языке его молодости, его любви и его служения. И подарил он мне на прощание свою Библию - русскую Библию, с которой он проповедовал в Эстонии и Бразилии. Подарил он мне также несколько номеров журнала «Свет», который издавался в то время в Эстонии. Журналы эти оказались на русском языке…
Через некоторое время я получил письмо от шведского миссионера, в котором он писал:
Дорогой брат Владимир, да благословит тебя Бог!
Я решил написать тебе несколько слов, хотя мои руки не хотят мне тужить.
Я был очень рад, когда ты рассказал мне во время нашей встречи в январе, что наша евангельская работа в Эстонии в начале этого столетия дала жатву и что души были приобретены для вечности.
Я не мог удержать слёз благодарности Богу, когда я услышал об этом. Мы, вероятно, сделались жертвой уныния, ибо мы думали, что работа была напрасна и разрушилась потом в 1940-1942 гг.
Ты рассказал, что она продолжает жить и расширилась е окружности. Да, такова наша вера - она слабая. Но в один день Бог силен удивить нас результатами!
Ты сказал мне коротко: «Слово Божье Живое!» Слава Богу!
Если есть воля Божья на то, чтобы мы еще встретились, здесь на земле, то он еще даст здоровье и милость для этого. А если нет - то мы знаем, что наша жизнь вечная, и наша цель - небеса. И там мы будем похожи на Него - нашего Спасителя, когда мы Его увидим лицом к лицу.34
Письмо было написано 26 марта 1990 года.
Мы никогда больше не встретились на земле. Вскоре Господь призвал его в вечные обители. И я ожидаю того часа, когда на аллеях рая увижу его -прославленного Богом и похожего на Спасителя.
Когда я думаю о нем, вспоминаются мне слова из известной песни про миссионеров, которую написала сотрудница нашей миссии Татьяна Игнатюк О, миссионеры, ваше дело не забыто у Христа…
Бывает в жизни иногда:
От непосильного труда,
Устало голову склоня,
Миссионер в молитве скажет:
«Устал я, Господи, прости!
И силы нет, чтоб крест нести,
Так мало рук, надёжных рук,
Чтобы понять, что рядом Друг»
Припев: О, миссионеры,
Ваше дело не забыто у Христа,
Бог сегодня с вами,
Ваша сила у Голгофского креста.
Однажды кончится твой путь И в небе на аллеях рая Тебе вдруг скажет кто-нибудь,
Твой голос тихий узнавая:
«Ты мне о Господе сказал,
Ты мне помог прийти к Иисусу,
Ради меня ты уставал,
Теперь в хвале с тобой сольюсь я».
Только в вечности, только в небесах мы узнаем все детали, все штрихи подлинной истории человечества, в том числе - и истории христианский пробуждений. И подлинную мотивацию всех человеческих поступков. И подлинную их оценку с точки зрения вечности. |