7ЧАСТЬ / ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ,
ТАЛЛИНН - ЭСТОНИЯ/ ФЕНОМЕН «ТАЛЛИННСКОГО ДВИЖЕНИЯ»
Церковь Олевисте в Таллинне (церковь святого Олафа) представляет собой уникальный памятник архитектуры. Построенная в тринадцатом веке. она является по архитектурному стилю образцом чистейшей готики, имеет самый высокий шпиль среди церквей Прибалтики и служит своего рода визитной карточкой Таллинна.
Именно эта церковь стала в конце 70-х годов очагом мощного пробуждения, которое получило название «Таллиннского движения». Оно сопровождалось проявлениями даров Святого Духа и служением исцеления Для понимания этого феномена, важно снова уточнить некоторые детали истории этой церкви.
В 1950 году под сводами этого исторического здания соединились и слились воедино семь разных общин довоенной Эстонии - в том числе, как уже говорилось выше, было в их рядах немало пятидесятников, перешедших в другие общины после запрета пятидесятнического союза в конце 30-х годов. В этом огромном здании могли собраться несколько тысяч человек. Первым пастором этой церкви избрали Освальда Адовича Тярка, которого верующие Эстонии называли наиболее одаренным и образованным из пресвитеров эстонского братства, отмечая, что он трудился в церкви всегда с большой преданностью и любовью к Богу и церкви.
Роберт Вызу, впоследствии ставший старшим пресвитером ВСЕХБ по Эстонии, писал о нем:
Брат О. А. Тярк родился 1 октября 1904 года на острове Хиумаа, т. е. в самом центре первых в Эстонии ростков баптизма, в результате чего там возникло много баптистских общин. В настоящее время ни острове величиной в 1.000 квадратных километров работают 16 общим евангельских христиан-баптистов. Уже прародители брата Тярка были верующими, отец же его был на родном острове 25 лет пресвитером общины и умер на этом посту.
Жизнь свою брат Тярк посвятил Богу очень рано. Водное крещение по вере он принял, когда ему было 13 лет. Вначале брат не имел ясного призвания к работе на ниве Господней, а хотел посвятить себя педагогической деятельности. В 1920 году он поступает в Лянемасскую учительскую семинарию в городе Хаапсалу с 4-летним курсом обучения. Но, пробыв там до начала 1922 года, он ясно понял, что быть народным учителем не его призвание, что место его на ниве Господней. Кстати, в том же 1922 году начинает свою деятельность баптистская духовная семинария в гор. Кейла. Брат Тярк одним из первых поступает в эту семинарию и успешно кончает щам четырехлетний курс. С цаыо подготовки брата Тярка на Должность преподавателя той же семинарии братство отправляет его в J925 году в Америку продолжать учение в одном из старейших училищ баптистов - теологическом институте имени Ньютона в Бостоне. По окончании института он направляется в Колумбию (Америка), где поступает на теологический факультет Колумбийского университета, кончает его в 1929 году со степенью магистра теологии. Вернувшись на родину основательно подготовленным духовным работником, брат Тярк посвящает все силы и знания выполнению своего высокого назначения. 30 ноября 1930 года его поставляют на место пресвитера большой Тсылиннской общины баптистов «Аллина» (Родник), где он работает 20 лет с большим усердием, последовательностью и серьезностью. Одновременно он занимает должность преподавателя, а потом и директора духовной семинарии баптистов, перенесенной из Кейла в Таллинн. Кроме того, он состоял членом руководящей группы Союза баптистов в Эстонии, а также на разных других руководящих должностях. Господь увенчал его успешные труды своими благословениями. Эстонскому братству брат Тярк известен как лучший проповедник. Проповеди его всегда соответствуют Библейскому учению, четки и живы. Особенно ценны для слушателей его толкования Библии, отличающиеся глубиной, ясностью и жизненностью.183
Освальд Тярк не был пятидесятником. Но под его мудрым руководством пятидесятники в церкви Оливесте чувствовали себя, действительно, полноправными членами единой семьи и постепенно пятидесятническое богословие все более глубоко и основательно проникало в церковь.
Как рассказывал один из активных участников этого движения пастор церкви пятидесятников из Елгавы Янис Озолинкевич, «Таллиннскому движению» предшествовало большое духовное пробуждение в Финляндии, в центре которого стоял известный пламенный проповедник Нило Юлиовайнен, переживший чудное исцеление. У него был рак желудка, а у его жены - рак горла. Врачи честно сказали, что шансов на жизнь у них нет. Они купили отдельный тихий домик в Финляндии в лесу и переехали туда, чтобы молиться, поститься и приготовляться к вечности. И там они пережили полное чудесное исцеление! Нило стал ездить по всей Финляндии, свидетельствуя о силе Божией.
Началось большое движение, люди переживали необыкновенное помазание Духом Святым, большое количество людей были чудесным образом исцелены. Финские братья рассказывали, что если раньше церкви ожидали людей, то во время этого пробуждения люди ожидали, чтобы попасть в церковь. Многим приходилось в пять часов утра становиться в очередь, чтобы в 10 утра попасть в церковь. Стали арендовать огромные залы для проведения богослужений, которые регулярно транслировались по финскому телевидению.
Телевизионные финские передачи можно было принимать и в соседней Эстонии. В это время одним из диаконов церкви в Олевисте был Рейн Ууемойс, который работал в министерстве заведующим отделом. Однажды его сотрудники по работе на ухо сказали ему, что телевидение Финляндии ведет передачи о чудесах и исцелениях в служении какого-то финского проповедника. Это очень заинтересовало Рейна, он настроил свою телевизионную антенну на Финляндию - и был поражен тем, что он увидел переполненные церкви, массовые покаяния и исцеления. Он стал рассказывать об этом своим братьям в церкви. Вскоре образовался молитвенный круг из нескольких братьев, которые стали молиться и поститься, чтобы такое же пробуждение пришло в Таллинн Кроме Рейна Ууемойса наибольшими ревнителями этого движения стали Удо Веево Денни Кюир, Александр Попов, Тедди Тыыр. Янус Мерекулоо и некоторые другие.184 Тедди Тыыр имел также дар пророческого слова.
В то время Таллинн был открыт для финских туристов. Это давало возможность финским пятидесятникам время от времени посещать церковь Оливесте и другие эстонские церкви. Во время совместных молитв Дух Святой начал действовать в великой силе.
По всему Советскому Союзу стало известно об этих служениях исцеления в Таллинне. Столица Эстонии была наполнена больными людьми, которых привозили из всего Советского Союза. Янис Озолинкевич, который вскоре также примкнул к этому движению и стал принимать в нем активное участие рассказывал, что железнодорожный вокзал был переполнен массами людей, которые приезжали в церковь из разных городов, летом эти люди спали просто в парках, на скамейках и под скамейками.185 Специальные служения исцеления проводились два раза в месяц по субботам, этому всегда предшествовала серьезная молитвенная и духовная подготовка той группы людей, которая в этом участвовала. Они собирались накануне в пятницу в доме Рейна на улице Ведори и проводили время в усиленной молитве, прося у Господа духовной силы и мудрости для проведения таких служений исцеления. Однако каждое богослужение в церкви носило отпечаток этой божественной харизмы пробуждения. Очень много людей пришло к покаянию.
Янис Озолинкевич свидетельствовал:
Бог в «Таллиннском движении» действовал с огромной силой. Я видел людей, которые были исцелены от рака. Видел сотни людей, которые бросили свои костыли в углу, в зале церкви Олевисте, где мы всегда молились. Это: ал назывался залом Духа Святого. Да, в углу этого зала лежала куча костылей.186
Можно было бы найти тысячи свидетелей, что люди, действительно, навсегда оставляли там свои костыли. Братья из Эстонии, в особенности Александр Попов и Удо Веево, а также их близкие сотрудники из Латвии в лице Яниса Озолинкевича и Гунара Лакздиньша стали посещать также многие другие церкви - сначала в Прибалтике, а затем в Украине, Белоруссии, России, Казахстане, Узбекистане, Армении, Грузии и других местах, проповедуя о силе Божией и молясь за исцеление больных. Нужно сказать, что это оказало огромное влияние духовного ободрения и оживления на поместные общины во всем Советском Союзе. Состоялся у прибалтийских братьев также ряд встреч с руководством незарегистрированного пятидесятнического братства. В этой среде оценка так называемого «Таллиннского движения» оказалась неоднозначной: от горячего одобрения до полного неприятия. Если, например, Николай Мартьянович Каминский, проживавший в Коростене, активно и успешно участвовал в этом служении, то Михаил Иванович Иванов из Киева, Петр Алексеевич Разумовский из Москвы и Павел Степанович Егоренков, возглавлявший церкви ХЕВ в республиках Средней Азии, выступали категорически против этого движения, что со временем привело к расколу пятидесятнического незарегистрированного братства, последствия которого не преодолены в полной мере до настоящего времени.187 Некую третью линию «среднего пути» занял ряд служителей России во главе с Иваном Петровичем Федотовым.188 Реакция ВСЕХБ, в сообщество с которым входила и церковь Олевисте, также была отрицательной, о чем мягко и осторожно писалось в те времена в журнале «Братский вестник».
Движение было масштабным. Разговоров и толков тоже было великое множество - и, причем, очень разных, порою диаметрально противоположных. Янис Озолинкевич рассказывал также о зримых знамениях и чудесах. Вот отрывок из его рассказа:
Были случаи, когда во время молитвы люди отрывались от пола и поднимались в воздух. Это было на Украине, когда мы молились за диакона церкви. Однажды из Минска в нашу церковь приехал хор… Группа людей приехала на большом автобусе. Они стояли во время молитвы на коленях, и Бог поднял их в воздух… Они висели в воздухе – я сам это видел. Братья мне это напомнили, когда я приехал « Соединенные Штаты, в Атланту. И это был не единственный случай.189
Разумеется, власти сделали все возможное, чтобы это движение прекратить. Однако давление со стороны властей и КГБ было не единственной причиной (хотя и довольно сильной тоже!), почему это движение, продолжавшееся около 4 лет, постепенно пошло на убыль. Ибо. кроме того, росло непонимание и в христианской среде, почему эти служения сопровождаются такими непонятными явлениями, как падением людей на пол. Многие считали, что такого в церкви просто не должно быть.
У многих вызывало смущение и разочарование то обстоятельство, что исцеление получают далеко не все люди, которые на это надеялись. Поэтому даже некоторые служители из «Таллиннского движения» отошли от него, заявив, что они не могут в нем участвовать, ибо исцеления получают не все По их мнению - «или пусть исцеляются все, или мы не можем молиться ни за кого». Такой максимализм, конечно, не остановил всех братьев, участников этого движения, однако дух охлаждения, несомненно, принес.190
Серьезный вред принесло «Таллиннскому движению» и появление групп никому не известных людей, которые представлялись участниками «Таллиннского движения», хотя никогда в Таллинне не были. Естественно, их «деятельность» порождала только огорчение и разочарование, вызывая недоверие к движению в целом.
Огромная география постоянных поездок по территории Советского Союза для небольшой группы братьев, помазанных Духом Святым на служение исцеление, требовала большого духовного и физического напряжения и сильно изматывала их. Кроме Александра Попова, который не был связан служением пастора в своей поместной общине, другие служители должны были совершать служение пасторов своих церквей. Соработникам этого движения было все труднее собираться вместе, все труднее было держать прежний духовный контакт. Ушли в прошлое их регулярные совместные молитвы по пятницам, они не имели уже возможности часто видеться. В то время, как другие братья постоянно ездили по стране, Рейн оставался в Таллинне один. Движение расширялось, но ресурсов на его углубление не было. Надежда Таллиннских братьев, что во многих других местах бывшего Советского Союза возникнут свои «Таплинны», оправдалась не в полной мере, ибо во многих случаях люди искали не святой жизни и духовного обновления, к чему призывали проповедники, а именно чудес исцелений только.
Много времени прошло с тех пор - двадцать лет. Александр Попов уже в вечности. Ушел к Господу и Гунар Лакздиньш, который очень поддерживал это движение. В самом его начале, во время совместной молитвы с братьями, он рухнул на пол, стал говорить на иных языках и пророчествовать, что это начало сильного пробуждения. Он много потрудился совместно с длександром Поповым, хотя их мнения не всегда совпадали. Ушел в вечность и Арвид Петрович Куминьш, одаренный латышский евангелист, имевший от Господа дар исцеления. Удо Веево является по-прежнему пастором церкви в Хьюмо. А Рейн Ууемойс сегодня служит старшим пастором церкви Оливесте, и все время молится о том, чтобы подобное движение пришло снова в силе и благодати Святого Духа, чтобы подобно сильному дождю обильно напоило жаждущую землю.
Просит Эстония, просит Россия дождя у Господа. |