6 ЧАСТЬ / ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ В ПРИБАЛТИКЕ/ ЛИТВА
Литва остро нуждалась в евангельском пробуждении.
Пробуждение в Биржае и Викентас Тучас Еше со времен Реформации в северной части Литвы в городе Биржае и его окрестностях сохранилось несколько реформатских приходов. Биржай стал знаменитым центром реформатов. Этот древний город впервые упоминается в летописях в 1415 году. В связи с тем, что он был собственностью князей Радзивиллов, исповедующих кальвинистскую реформатскую веру, здесь преобладало евангельско-реформаткое учение, что, зачастую порождало острые конфликты с окружавшим католическим населением, которые нередко приводили до кровопролития или смерти.
Несмотря на существование реформатов и лютеран в Биржае и его окрестностях в течение 300 лет, не имеется никаких сведений о том, чтобы было замечено в их среде какое-либо мощное пробуждение, как это было в Швейцарии, Германии и др. странах. Также неизвестно, чтобы до 1896 года в стороне от евангелической церкви действовали какие-либо собрания, как это было во многих других местах, в особенности в лютеранских приходах. Правда, в 1863 году в Риге была напечатана книжечка (возможно, реформатского священника Мачульскиса) «Обращение фешного человека к Богу», однако не было замечено, чтобы люди в Литве, читая эту книжку, пробуждались к духовной жизни, отказывались от своих фехов и начинали новый образ жизни.”112 Изо дня в день все проходило по привычным и устоявшимся нормам жизни. И только в конце 19 века в среде реформатской церкви возникло такое духовное пробуждение, которое вызвало в сердцах людей живой интерес к Библии и стремление к христианской жизни. Это привело к тому, что после богослужения в церкви люди собирались по домам для чтения Библии, совместных молитв и бесед на духовные темы. Первоначально пасторы реформатских церквей относились к этим, своего рода, кружкам по изучению Библии довольно благосклонно, но когда движение стало выходить за рамки церковных догм и традиций, стали возникать конфликты и нетерпимость к другим мнениям и пониманиям.
Подобное стало происходить и в общине реформатов города Биржай.
Согласно сведений, которые собрал Костас Бурбулис по рассказам Пятраса Ведериса, известны имена некоторых мужчин, которые участвовали в этом движении - это были Иокубас Цирулис, Томас Крегжде, Миколас Гележникас, Миколас Шимас, Ионас Рупленас, Юргис Шарконас, Ионас Вилимас и др. Уже в самом начале пробуждения они собирались для проведения служений также в окрестностях Биржая: в деревнях Вингшниуняй, Шаткунай, Гражунай, Ишконяй и других местах, куда Из приглашали.113
Иокубас Цирулис внес предложение, что необходимо найти помещение в Биржае для таких собраний. Все с этим согласились, и арендовали в Биржае помещение для служения. Перед тем, как они начали там собираться некоторые пошли к реформатскому священнику Якубенасу сообщить о своем намерении. Священник против этого возражать не стал, благословил их, и посоветовал, чтобы они не только молились или изучали Слово Божие, но и были плодоносны в христианской любви. От реформатской церкви эта небольшая группа пробуждённых братьев и сестер отделяться совсем не стала. Они, по- прежнему, ходили к священникам, чтобы благословлять молодожёнов, крестили детей в церкви, участвовали в причастии вместе со всеми членами реформатского прихода. Но в своей жизни они существенно отличались от других людей: не говорили ненужных и неблагочестивых вещей, не пустословили и не смехотворствовали. Молодёжь, собираясь вместе, пела псалмы и гимны, свои свадьбы они проводили без танцев и музыки, но с молитвами, проповедью Слова Божьего и пением псалмов. Некоторые из них даже впадали в крайность, считая, например, что башмаки являются модным шиком, а хорошая красивая одежда является мирской и не подобающей христианину.114 Новый импульс для духовного пробуждения в Биржае был дан осенью 1896 года, когда из Бауска (Латвия) в Биржай стал приезжать молодой человек по имени Викентас Тучас, который, согласно вере своих родителей, был католиком, но, живя в Латвии, познакомился с верующими людьми, которые проповедовали Христа как личного Спасителя, а также верили в водное крещение по вере. От них он получил Святое Писание и, читая его, он пришел к евангельской вере и заключил с Богом завет через водное крещение. Тучас, приехав в Биржай, стал проповедовать свою веру. Его проповедью о Божьей любви заинтересовались в первую очередь три девушки: Констанция Стакионите, Она Нактините и Миле Янавичуте. Двое из упомянутых девушек служили у реформатского священника Мешкяускаса, и поэтому чаще всего проповеди Тучаса звучали на кухне официального пастора.115
Не удалось установить, насколько тесным был контакт между Викентием Тучасом и указанной ранее группой пробужденных реформатов, участвовал ли он в их служениях - неизвестно. Однако доподлинно известно, что Тучас проповедовал Божье Слово в Биржае во время собраний для множества людей. Однажды реформатский священник Мешкяускас пришел на такое собоание со своими слугами, погрозил Тучасу палкой и отправил его к С иставу. Тот, будучи человеком светским, ничего не понял из того, что Тучас пытался объяснить ему из Нового Завета. Пристав призвал тех, кто шал проповедника, и учинил им допрос об учении Тучаса. Особенно пистрастно он допрашивал трех упомянутых девушек. Они асвидетельствовали, что Тучас «учит нас вечной истине». Пристав, не найдя причины наказать Тучаса, отпустил его.
Встретив такое сопротивление со стороны духовенства, Тучас духовную паботу не прекратил. Неизвестно точно, как часто он приезжал, когда точно и по какой причине он приезжать перестал. Однако остались сведения, что приезжая на велосипеде из Бауска снова и снова, он проводил служения в Биржае и окрестных деревнях.
Его служение проповеди принесло плоды. В 1901 году весной в Риге была крещена по вере Констанция Стакионите. В то же самое время в окрестностях Биржая в деревнях Саткунай и Кеменай были крещены Тучасом некоторые люди, например Ионас Палщис с женой, Мария Шлеките, Тречокене, мать Крисюса Кречокаса, некто Ратувас, временно проживавший в деревне Саткунай. Является фактом, что Викентас Тучас проводил богослужения в деревне Кеменай в доме Ионаса Палщиса, в деревне Саткунай - в доме Тречокене. Эта небольшая группа уже не принадлежала к реформатской церкви, а жила самостоятельно, совершая хлебопреломление уже в своей церкви.
Позже Тучас доверил Ионасу Палщасу руководить общиной и проводить служения. Вероятнее всего, он стал посещать их всё реже и реже, и через какое-то время по неизвестной причине его приезды полностью прекратились. Не удалось установить также и дальнейшую судьбу основателя этой церкви в Биржае. Известно, что с 1905 года эта церковь собиралась для служений в Биржае в арендованном помещении. Время собраний, во избежание неприятностей, было назначено на те часы, когда в официальных церквах богослужения заканчивались. Так было каждое воскресенье, а также в дни церковных праздников. В окрестных деревнях служения также продолжались, но Биржай стал центром, который всем было удобно посещать.
Это была небольшая церковь. Они называли себя «членами евангельского христианского содружества», в период с 1906 по 1908 год их было тридцать человек: двадцать братьев и десять сестёр. В богослужениях участвовало немало приближенных людей.
Сохранился список членов, сделанный в марте 1912 года, который показывает, что к упомянутому содружеству принадлежало уже 37 членов. Осенью 1912 года умер Миколас Гележникас из деревни Вингшниуняй, который был в то время одним из самых значительных тружеников в среде этих пробужденных людей. С его смертью регулярная деятельность «евангельского христианского содружества» прекратилась, уступив место созданию новой евангельской общины, создателем которой Господь судил стать Пятрасу Ведерису.
Пятрас Ведерис-старший (1864 -1932)
В июле 1987 года, собирая по крупицам драгоценные материалы и свидетельства по истории пятидесятнического движения в Прибалтике, мы с женой приехали в Биржай. где познакомились с пастором пятидесятнической церкви Ионасом Ведерисом - достойным потомком и продолжателем дела основателя этой церкви Пятраса Ведериса-старшего. Церковь эта входила тогда в союз ВСЕХБ, как и многие другие пятидесятнические церкви в то время. За пару дней нашего общения брат Ионас рассказал нам много удивительных вещей о зарождении и служении этой церкви. Остались в памяти также наши совместные молитвы о новом пробуждении в Биржае. Ионас Ведерис молился горячо и ревностно, он просто глубоко и искренне страдал оттого, что его церковь не возрастала, и что люди в Биржае были очень равнодушны к Слову Божьему. У нас еще тогда сложилось впечатление, какая трудная почва для духовной работы в Литве, где люди себя считали верующими и номинально принадлежали к католической или реформатской церкви, не имея, впрочем, реальной живой связи даже с ними. Тем удивительнее выглядит благословенная история возникновения этой пятидесятнической церкви в 1912 году через служение и проповедь Пятраса Ведериса, о котором основательно и почтительно рассказывал нам брат Ионас, перебирая пожелтевшие страницы старых документов. Некоторые из них, как, например, подлинники писем Ивана Степановича Проханова к церкви в Биржае, великим чудом Божьим сохранились в церковном архиве даже после огненных валов двух мировых войн, прокатившихся через Литву, и представляют сегодня воистину великую историческую ценность.
Ионас Ведерис передал тогда эти документы нам на хранение. Благодарю Бога, что мы смогли их бережно сохранить в то переломное время нашей истории, а позднее, когда уже был создан Союз церквей христиан веры евангельской-пятидесятников Литвы, мы рассказали об этих материалах и документах руководству этого союза, которое также в полную меру осознавало ценность и значимость этого архива. В преддверии празднования 90-летия начала пятидесятнического движения в Литве я передал все эти материалы, фотографии, письма и документы руководителям Союза пятидесятников Литвы Римантасу Купстису и Иванасу Шкулису, под руководством которых и была издана книга об истории пятидесятнического движения в Литве, посвященная его 90-летию.
В значительной мере благодаря подробному рассказу Ионаса Ведериса, публикации Костаса Бурбулиса в издательстве «Рута» (Гамильтон, Канада), публикациям в журналах «Примиритель» и «Путешественник» за 20-ЗО-е годы, архивным документам и фотографиям, можно воссоздать основные 64 черты биографии брата Ведериса, а также историческую канву событий начала пятидесятнического движения в Литве.
Пятрас Ведерис родился в 1864 году на хуторе Падягесяй в Паневежеском i уезде, недалеко от Биржая, до которого было всего 12 километров. Ему еще * не было и пяти лет, когда умер его отец, который был малоземельным крестьянином. Мать с шестью малолетними детьми (Пятрас был вторым) вышла замуж за Юргиса Ведериса. Семья постепенно увеличилась - всего было одиннадцать детей. Жизнь была нелегкой, но, в целом, никто не жаловался, жили просто, как и многие другие трудовые семьи.116
В то время школа была только в Биржае, которую Пятрас, как и все его братья, закончил. Позже Пятрас приобрел профессию кузнеца. Будучи призванным в царскую армию, служил в течение семи лет, стал в армии мастером по ремонту оружия и даже выучил немецкий язык. Вернувшись из армии, какое-то время он жил в Лиепае и работал ремонтником на железной дороге. Видя его одаренность, его продвинули на руководящую должность. Будучи очень религиозным человеком, католиком по вероисповеданию, он регулярно посещал богослужения в католической церкви. Через какое-то время там же, в Лиепае, он познакомился с глубоко верующими людьми, которые, вероятнее всего, были баптистами. Их вероучение и образ жизни произвели определенное впечатление на Ведериса, но не настолько, чтобы он захотел к ним присоединиться.
В то время был издан царский закон, что все руководящие работники должны принадлежать только к православной вере. Если кто-либо не являлся православным, он становился перед выбором - либо принимать православие, либо оставить работу. Это остро задело и работников железной дороги, которая являлась стратегически важным государственным объектом. Возмутившись такой несправедливостью, Ведерис оставил работу на железной дороге и решил уехать в Америку. Вероятно, это было в 1891 году, когда ему уже исполнилось 27 лет. Поскольку он не был женат, подобное решение принять было не трудно.117
А вот сама дорога в Америку оказалась очень трудной. Когда он достиг Гамбурга, там начала распространяться эпидемия холеры. До истечения срока карантина никого из города не выпускали. Целых шесть месяцев пришлось ему прожить в закрытом доме. Только через окна можно было увидеть дома города с развевающимися черными флагами. Черные флаги на Доме означали, что в том доме есть покойник. Это был знак для санитаров, которые собирали трупы и хоронили их. Общественные похороны были запрещены.
Только через шесть месяцев карантин был снят и Ведерис мог продолжить свой путь. Наконец он приехал в Америку, растратив до копейки все свои сбережения, но в этой «стране счастья» его ожидали очень большие проблемы: не было ни работы, ни денег, ни хлеба. К большому счастью Пятраса Ведериса, один литовец, который приехал в Америку раньше, приютил его, дав ему кров над головой и еду, пока он найдет работу и начнет сам зарабатывать на жизнь.118
В конце концов, работа нашлась, жизнь постепенно нормализовалась. Заработки были совсем неплохие, материально Ведерис был довольно обеспечен, доволен и счастлив. И в этот период времени все чаще к нему стали приходить мысли о вечном и духовном. Вопросы духовной жизни не давали ему покоя. Вспоминалась мать, которая была очень религиозной, много молилась и, даже приезжая на базар, сидя на повозке, повторяла все время вслух молитву «Отче наш». Вспоминались его знакомые верующие в Лиепае, которые посеяли в его душе семена евангельской проповеди.
Пытаясь разрешить свои сомнения, найти ответ на волновавшие его вопросы, он подолгу беседовал с католическими священниками. Особенно его интересовал вопрос водного крещения. Он спрашивал у священников, как правильно понимать выражение в Библии, где сказано: кто поверит и будет крещен - спасен будет. Священники стандартно объясняли, что если родители верующие, то они крестят своих малолетних детей, ибо «от хорошего дерева и плоды хорошие происходят». Такое объяснение Ведериса не удовлетворяло, и священники, в конце концов, сказали ему, что по-другому они делать не могут, а если он с такой позицией католической церкви не согласен, то ему следует искать другую церковь.
Так Ведерис начал искать другую общину, в которой верующие принимают крещение сознательно, по своей личной вере. Найдя такую церковь, он открыто исповедал свою веру, принял Иисуса Христа своим Спасителем, крестился во имя Отца, Сына и Святого Духа. Так началась его новая жизнь, жизнь настоящего евангельского христианина. Позднее в этой пятидесятнической церкви он пережил крещение Духом Святым.
Какое-то время он с радостью жил и трудился в этой общине: имея музыкальный слух и хороший голос, пел в церковном хоре, проповедовал в церкви, принимал участие в работе воскресной школы, старался помочь в церковном служении, чем был способен помочь. Вскоре он стал явственно чувствовать призыв от Господа возвращаться на родину и принести святое Евангелие своим соотечественникам в Литву. Мысли Пятраса Ведериса все чаще стали возвращаться в Литву, в Биржай, к родным и близким. Ведомый этим призывом от Господа, он уволился с фабрики, где работал менеджером, и в мае 1911 года вернулся в Литву, с твердым намерением спасать грешников и приводить множество душ к познанию Господа Иисуса Христа.119 Он все еще не был женат и своей большой духовной семьей считал братьев и сестер в церкви, которая занимала такое важное место в его жизни.
Возвращение в Биржам После восемнадцати лет, прожитых в Америке, Литва, бывшая в тот период времени частью Российской империи, поразила Ведериса. Такой американской свободы вероисповедания, к которой уже привык Ведерис, здесь не было и в помине. Со стороны священников Ведерис встретил серьезное сопротивление его деятельности. Кроме того, и сами люди в Биржае мало интересовались проповедью Евангелия, тем более новым учением, которое им было неизвестно и непонятно. Целое лето, страдая и переживая, Пятрас Ведерис старался проповедовать Слово Божие, но никакого заметного успеха не было достигнуто. Разочарованный своей неудачей, ничего не добившись, он опять вернулся в Америку, где горестно рассказал своим друзьям о полном провале всей своей миссии.
Однако его друзья, имея мудрость от Господа, стали его молитвенно поддерживать и ободрять, напоминая ему, что работа служителя Евангелия похожа на работу мудрого земледельца, который должен хорошо подготовить почву и в нужное время посеять семя, в надежде христианской предавая остальное милости Божьей ко времени жатвы. Уразумев, что он, действительно, слишком опрометчиво настраивался на скорую жатву, Пятрас Ведерис стал сожалеть о своем поспешном возвращении в полном разочаровании. Его друзья по вере молились вместе с ним, чтобы Господь дал ему большое терпение, ожидая от Господа дождя раннего и позднего, терпеливо и верно работать до самой жатвы, которая придет во время, определенное Господом.
Постепенно созревал Пятрас Ведерис, чтобы снова вернуться на служение благовестия в Литву.
И вдруг совершенно неожиданно страшная ошеломляющая новость прозвучала по всему миру. Это было сообщение о гибели «Титаника», который, считаясь непотопляемым пароходом, погиб на пути из Англии в Америку в Атлантическом океане во время своего первого плавания, столкнувшись с айсбергом. Судно затонуло, с огромными усилиями удалось спасти только треть пассажиров. Около 1.400 человек погибли в холодных волнах океана в ту страшную трагическую апрельскую ночь 1912 года.
Шок воцарился по обе стороны океана. Некоторое время люди были настолько подавлены, что боялись пересекать океан на пароходах. Однако Для Пятраса Ведериса эта трагедия стала скорее напоминанием того, что точно так же в волнах океана греха погибают его соотечественники в Литве, нуждаясь в спасении своих душ.
Мужественно преодолевая страх, со смирением и покорностью вверившись в руки Божьи, он молитвенно вручил свою судьбу Божьей защите и его водительству, четвёртый раз переплывая Атлантику. Наконец, он благополучно добрался до Литвы и снова возобновил оставленную им духовную работу по благовестию Святого Евангелия.
Ведерису было уже 48 лет.
Вернувшись в Биржай, он стал посещать братьев, уже ранее знакомых, которые после молитв в церкви отдельно собирались своей группой для молитвы и изучения Слова Божьего. Но однажды в воскресенье, когда Ведерис пришел туда, где собиралась эта группа, он обнаружил, что двери закрыты. Оказалось, что закрыть двери приказал священник Якубенас, которому не понравилось, что среди его прихожан проповедуется учение, которое не согласуется с догматами реформатов. Пятрас Ведерис встал перед необходимостью создавать новую общину - еще неизвестную Биржаю общину христиан веры евангельской. Он также хорошо понимал, что сделать это будет сложно, ибо официальное духовенство всячески этому противилось, прилагая все усилия, чтобы эта духовная работа была прекращена. Однако Ведериса утешало Слово Божье, которое говорило: «Если Бог за нас, кто против нас?».
Ведерис стал проводил молитвенные собрания в деревнях у ближайших своих друзей, которые его понимали. Он также в полную меру осознавал, что обязательно нужно приобрести помещение для богослужений в городе, ибо собираться для молитв по воскресеньям в разных местах было неудобно. Наконец он приобрел дом в Биржае по адресу: ул. Тилто, 26 (по-русски эту улицу называли Мостовая, а впоследствии ее переименовали на Басанавичюс). Дом, стоимостью в 1.200 долларов США он приобрел за свои деньги, которые привез с собой из Америки. Однако до того момента, пока общество не было зарегистрировано, молитвенные служения проводить в городе не разрешалось. Поэтому они проводились, как раньше, в деревнях, где на это власти не обращали особенного внимания: в Саткупу, за 20 километров от Биржая, в Винкшнюняй, за 12 километров, Дрейвишкяй, за 15 километров, а также в Легайляй, Падягисяй, Венкимис и других деревнях. В том же 1912 году уже образовался устойчивый круг единомышленников и состоялось первое крещение.
Нужно было решать вопрос о регистрации общины. Это было достаточно трудным делом, ибо в Литве это была первая такая община. Ведерису пришлось ехать в Петербург, где он встретился с председателем Всероссийского союза евангельских христиан Иваном Степановичем Прохановым. Казалось, что это был единственный способ зарегистрировать церковь в Биржае - войти «под крышу» существующего легально союза церквей, в чем Проханов был готов помочь безоговорочно, ибо вероученческие различия принципиального значения в данном случае не имели.
По совету Проханова и при его деятельном содействии, в 1913 году церковь в Биржае под названием общины евангельских христиан была зарегистрирована как филиал Всероссийского союза евангельских христиан. В то время в церкви было около пятидесяти членов, большая часть из которых были выходцами из тех пробужденных групп, что ранее существовали параллельно с реформатской церковью.
В деле регистрации церкви решающую роль сыграл документ, который, чудом пережив лихолетье двух мировых войн, сохранился до нашего времени. Это был документ, который Ведерис привез из Петербурга. В нем говорилось:
Сим удостоверяется, что Литовская община евангельских христиан (Литва, Ковенской губ., п/о Биржай, Мостовая ул., М 26) принадлежит к Всероссийскому Союзу евангельских христиан и внесена в реестр Союза 3 июня 1912 года за Л? 647, что подписью и приложением печати удостоверяется.
Под этим документом стоят подписи председателя Всероссийского союза церквей евангельских христиан Проханова и секретаря союза Автономова.121
Таким образом была зарегистрирована пятидесятническая церковь в Биржае - первая пятидесятническая церковь в Российской империи.
Церковь в Биржае. В 1914 году началась первая мировая война, которая затронула, разумеется, и Биржай и саму Биржайскую общину. Некоторые братья были мобилизованы в действующую русскую армию. А проповедник Пятрас Ведерис был привлечен к суду по обвинению в сотрудничестве с немцами. Поводом для такого обвинения послужило то, что незадолго до войны Ведерис заказал в Германии десять Библий и двадцать пять Новых Заветов. Книги Священных Писаний благополучно дошли до Литвы в обычной посылке, которую Ведерис получил на почте. Несмотря на полную абсурдность такого обвинения, враги Евангелия представили дело так, что Ведерис имеет связи с Германией и является чуть ли не германским шпионом.
К счастью, Пятрас Ведерис, получив книги, не уничтожил сопровождающие документы и почтовую упаковку, которые ясно Доказывали, что посылка с духовной литературой легально прошла через таможню. Все это ему пришлось доказывать на суде. Судья оправдательный приговор, обвинение было снято.
Потерпев неудачу, враги Евангелия придумали другую вещь. Они через местные власти запретили собираться для молитвы в Биржае, утверждая, что якобы, зал и дом сам по себе не подходят для проведения собраний, ибо дом находится в аварийном состоянии. Пришлось обращаться к вышестоящим, властям, чтобы запрет местных властей был отменен. Пятрас Ведерцс пригласил из Паневежиса представителей вышестоящих инстанций, которые осмотрев дом, признали, что он находится в хорошем состоянии и пригоден для проведения богослужений. Через какое-то время начальник полиции потребовал метрикационные книги, желая их проверить. (В православной России запись актов гражданского состояния была делом церкви, поэтому евангельские церкви вынуждены были добиваться права вести свои собственные метрикационные книги, ибо православная и католическая церковь вела регистрацию только своих прихожан. Книги, о которых щет речь, вероятно, были привезены Ведерисом из Петербурга, где он их мог получить у Проханова). Хотя в этих книгах ничего еще не было написано и, стало быть, проверять было нечего, книги из полиции не вернули.
Несмотря на великое множество всевозможных придирок со стороны отдельных представителей государственной власти и религиозных властей богослужения в церкви не прекращались. Даже на тот период времени, когда временно закрывали якобы «аварийный» дом молитвы, верующие собирались по домам, а иногда проводили свои собрания в лесу. Господь благословлял верных чад своих, группа верующих продолжала возрастать.
Линия фронта приближалась к Биржаю. В середине лета 1915 годаБиржай был оккупирован немецкой армией. Ударами немцев русская армия была отброшена далеко в Латвию. Многие русские, спасаясь от оккупации, эвакуировались в глубину России, а вместе с ними уехали и некоторые литовцы, в том числе и какая-то часть евангельской церкви в Биржае. особенно из тех, которые проживали в окрестных деревнях: Легайляй, Дрейвишкяй, Медейкяй, Винкшнюняй, Луянай, Леячай. Оставшиеся братья и сестры во время немецкой оккупации могли свободно собираться на свои богослужения в личном доме Пятраса Ведериса в Биржае.
В период оккупации, который продолжался около трех лет, жизнь людей была очень сложной, не хватало многих первоочередных вещей и продуктов питания. Но для проповеди Евангелия это было благоприятное время. Люди нуждались в Боге и спасении своей души. Ввиду того, что все священнослужители евангелической реформатской церкви также были эвакуированы в Россию, простые верующие люди, собираясь на свои богослужения в церкви, иногда даже приглашали биржайских пятидесятников принять участие в их молитвенных собраниях и поделиться Словом Божиим.122
После окончания немецкой оккупации в 1918 году жизнь людей стала легче. Те верующие, которые были еще живы, приехали снова из России и вернулись в свои дома. Все эти перемещения не служили делу единомыслия единодушия, стали возникать веяния разногласий, пришло через латышские церкви дуновение в сторону эмиграции за границу. Две сестры, которые принадлежали Биржайской общине евангельских христиан - Зане Дагене и Элизабета Маците - в 1922 году уехали в Бразилию в том потоке, который имел место в соседней Латвии.123 Однако, несмотря на все эти неприятности, которые возникали в среде верующих, церковь в Биржае под руководством Пятраса Ведериса росла и укреплялась. В 1919 году присоединилось несколько молодых братьев, которые оказали в будущем серьезное влияние на общину в результате своего глубоко искреннего ревностного служения, в том числе Пятрас Ведерис-младший, племянник основателя церкви, которому суждено было стать следующим пастором общины, и его брат Ионас.
Молитвенные собрания в это время проходили в городе Биржай, хотя во время церковниых праздников их проводили и в деревнях, чаще всего в Шаткунай, Нецюнай, Винкшнюняй и т. д. Никто не препятствовал этому и даже не требовалось о собраниях сообщать местным властям.
Провозгласив независимость Литвы, правительство объявило, что все действующие церкви являются признанными и могут свободно продолжать свою деятельность. Необходимо было только в письменном виде указать название общины, место проведения богослужений и сообщить, кто руководит общиной. Однако затем требования к юридическому оформлению ужесточились. Вероятно, в плане юридического оформления община в Биржае запоздала, и в начале 1922 года по указу органа местного самоуправления города молитвенный дом и даже жилые комнаты Пятраса Ведериса были заняты. Там поселился военный комендант города или его заместитель. Разумеется, это вызвало протест общины, но местная власть не обращала на эти протесты и жалобы никакого внимания. Винить было некого - нужно было все документы снова приводить в надлежащий порядок.124
Некоторые сохранившиеся документы дают представление о той бюрократической волоките, с которой довелось столкнуться.
12 февраля 1922 года в ответ на запрос департамента по делам религий, который входил в состав Министерства внутренних дел Литовской республики, управляющий Биржайским уездом честно писал, что обязанности духовного наставника в «религиозной организации «Собрание Евангельских Христиан» исполняет «земледелец, не имеющий образования ксенза, Пятрас Ведерис из Биржайского уезда, деревни Падягесяй», что место «деятельности организации - Биржайско-Пасвалийский уезд» и что «до этого времени состоят в членах общества 64 человека». В этом письме также удостоверялось, что «дом молитвы находится в городе Биржай, на улице Тилто, № 26 и принадлежит гражданину Пятрасу Ведерису».125
Государственная машина поворачивалась очень медленно, никакого решения долго не принималось. Служения в окрестных деревнях без помех продолжались и далее, но в самом Биржае места для проведения собраний пока что не было. |