5 ЧАСТЬ / ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ В ПРИБАЛТИКЕ - ЛИТВА
В отличие от латышей или эстонцев, подавляющее большинство из которых номинально являются протестантами, большая часть населения Литвы и до настоящего времени принадлежит к римско-католической церкви.
Обращение литовцев в христианскую веру произошло довольно поздно -Литва стала последней страной Европы, которая приняла христианство. Обращение началось только в 14 веке, при этом литовцы долгое время оказывали большое сопротивление введению христианства, которое насаждалось католической церковью насильно, часто огнем и мечом. На границе Литвы и Пруссии постоянно стояло войско крестоносцев, рвавшихся в бой, для захвата новых земель. Литовским князьям приходилось лавировать среди постоянных угроз завоевания и уничтожения самостоятельности Литвы под предлогом христианизации края.
15 февраля 1386 года был крещен литовский князь Ягайло, который и отдал на следующий год приказ, в котором говорилось:
Великий князь Ягайло со всеми еще не крещенными братьями, близкими родственниками, находящимися на своей земле крупными и мелкими боярами желает принять католическую веру Св. Римской Церкви. Всех литовцев обоего пола всякого занятия и положения, которые находятся в нашей власти в Литве и России приводить, привлечь, призывать, и даже силой принудить к католической вере и послушанию Св. Римской Церкви.92
После крещения Литвы в 1387 году римско-католическая вера была объявлена государственной религией, обязательной для всех литовцев, где бы они ни жили, в Литве или России.93 Однако суть христианских доктрин и идей долгое время оставались непонятной простым литовцам, ибо поляки и немцы, которые насаждали христианство, литовского языка не знали, точно так же, как население Литвы не знало польского и немецкого языков.94 Во многих местах восточной части литовского государства было распространено православие.
Благодатное влияние Реформации стало распространяться на землях Литвы довольно скоро, после того, как Реформация началась в Германии.
Первым для проповеди протестантизма в Вильнюс в 1529 г. прибывает из Германии доктор богословия, обучавшийся в Кракове, Лейпциге, Виттенберге и Сиене - Абраомас Кульветис (Авраам Кульва), который был родом из Литвы. Он начал открыто проповедовать с церковной кафедры лютеранское учение. В 1540 году он создает Библейскую школу, в которой обучались в большинстве дети дворян. Возбудив против себя неудовольствие знати, он затем тайно покидает Вильнюс. На смену приезжает Винклер, который, с разрешения Вильнюсского епископа, начинает проповедовать в костеле св. Анны. Проповеди привлекают немцев-католиков и вначале заслуживают одобрение епископа и похвалу местного духовенства. Но затем, разобравшись, что он проповедует учение Лютера об оправдании верой, его предают проклятию и изгоняют из костела. Однако к тому времени уже уверовал богатый Вильнюсский купец Морштейн, который взял его под свою защиту и опеку. В доме купца, на немецкой улице, Винклер организовывает школу, где и обучает около 60 человек.95
Начало евангелическо-реформатского (кальвинистского) движения тесно связано также с именем князя Николая Радзивилла Черного - канцлера Литовского и воеводы Вильнюсского. После уверования, в 1553 году, в своем дворце, он начал проводить богослужения, вначале предназначенные для дворовых людей, друзей и родственников князя. Затем многие другие люди присоединились к этим богослужениям. В 1565 г. князь скончался, а его сын, Николай-Христофор, принял католичество. Над евангелическим собранием нависла угроза его существованию.
И тогда защита протестантской веры переходит к другой ветви Радзивиллов - князю Николаю Рыжему Радзивиллу, Великому гетману Литовскому и воеводе Вильнюсскому, родному брату королевы Варвары. Николай Радзивилл покупает у сына Новогрудского воеводы подворье, называемое по имени воеводы «Горностаевское», и безвозмездно отдает его в 1579 г. для устройства на этом месте евангелической церкви. В ней также была школа и помещения для духовенства. 1581 год был расцветом реформатского движения в Литве. В том году в сенате из 30 представителей Литвы только 4 были католиками, а остальные протестантами.
Однако у протестантизма не хватило внутренних сил, чтобы пробиться в Литве. Реформация была остановлена и подавлена. Еще в 1569 году в Вильнюсе появились иезуиты, которые основали школу-коллегию для защиты католичества, где и воспитывали ревностных и яростных противников Реформации.96
Тем не менее, евангельское учение реформаторов, продолжало распространяться на территории Литвы - обычно через образованных и знатных людей, которые получали свое образование в университетах Западной Европы. Возникли приходы евангелическо-реформатской церкви в Вильнюсе, Кедайняй, Биржае, Кяльме, а также в окрестностях этих городов, где имели влияние эти знатные люди, которые и могли свою веру защитить. Нельзя сказать, что это, действительно, было большое движение пробуждения - переход в евангелическую веру большей частью проходил также формально, ибо крепостные литовское крестьяне просто следовали за верой своих помещиков. Большим препятствием для распространения протестантизма в Литве было также отсутствие достаточного количества пасторов, а более всего - не было Священного Писания на литовском языке. (Перевод Библии с немецкого текста Мартина Лютера на литовский язык был сделан в 1579-1590 гг., но он так и не был напечатан и не стал доступным для народа. Литовская Библия была издана впервые только в 1735 году).97
Таким образом, были основаны первые приходы лютеранской и кальвинистской (реформатской) церквей.
Сам император Литвы Сигизмунд Август вел переписку с Лютером и Кальвином. Лютер посвятил ему перевод Библии, а Кальвин - объяснение посланий апостола Павла к Евреям. Благодаря этому, лютеране и кальвинисты беспрепятственно сооружали свои храмы и исповедовали, а также проповедовали свое учение.
В Вильнюсе и других местах стали во множестве издаваться протестантские сочинения, в том числе, так называемый «Аугсбургский катехизис», который в течение 80 лет выдержал семь изданий.
И хотя протестантизм в Литве под давлением контрреформации не стал решающей силой, однако его учение ощутимо повлияло на культурную и политическую жизнь страны.
Особая ситуация сложилась среди жителей Клайледского края, который граничил с Восточной Пруссией, где население принадлежало к евангелической церкви. Постепенно протестантизм распространился и в Клайпедском крае - по некоторым данным, почти пятая часть литовцев, проживающая в приграничных районах, приняла протестантизм, что заметно оживило духовную жизнь литовского народа.98 Кроме того, очень важно понимать, что через этот канал шло распространения идей и богословия Реформации в Литовскую Русь - а оттуда в глубину России, Белоруссии и Украины.
Церковный историк Василий Осипович Ключевский в своих лекциях по курсу русской истории, говоря о сложных процессах в объединенном польско-литовском государстве Речь Посполита, справедливо замечает:
Со времени соединения Литвы с Польшей русское влияние в Литовском княжестве начало вытесняться польским, которое проникало туда различными путями. Одним из них служили сеймы, на которых решались общие дела обоих союзных государств: литовско-русские вельможи, встречаясь здесь с польскими панами, знакомились с их политическими понятиями и с порядками, господствовавшими в Польше. С другой стороны, польское влияние проводилось в Литву-Русь жалованными грамотами великих князей литовских, которые назывались привилеями и устанавливали в Литве такой же порядок управления, такие же права и отношения сословий, какие господствовали в Польше. Проникая этими путями, польское влияние глубоко изменило как устройство управления, так и склад общества в русских областях, вошедших в состав Литовского княжества.
Казалось бы, какое было дело Восточной Европе до какого-то немецкого доктора Мартина Лютера, который в 1517 г. затеял какой-то спор об истинном источнике вероучения, о спасении верою и о других богословских предметах! Тем не менее, этот церковный переворот на Западе не прошел бесследно и для Восточной Европы; он не коснулся ее своими прямыми нравственно-религиозными следствиями, но задел ее по отражению или как отдаленный отзвук. Известные вольнодумные движения в русском церковном обществе XVI в. имели довольно тесную связь с Реформацией и поддерживались идеями, шедшими с протестантского Запада. Но я не решаюсь сказать, где Реформация сильнее подействовала на международные отношения, на Западе или у нас, на Востоке. С этой стороны она является немаловажным фактом и в истории русского государства. Вообще я с большой оговоркой принимаю мысль, будто древняя Русь жила полным особняком от Западной Европы, игнорируя ее и игнорируемая ею, не оказывала на нее и не воспринимала от нее никакого влияния. Западная Европа знала древнюю Россию не лучше, чем новую. Но, как и теперь, три-четыре века назад Россия, если и не понимала хода дел на Западе, как должно, то его следствия испытывала на себе иногда сильнее, чем было нужно. Так случилось и в XVI веке.
Реформация круто изменила отношения. Протестантские учения нашли в Польше восприимчивую почву, подготовленную тесными культурными связями с Германией. Много польской молодежи училось в Виттенбергском и других немецких университетах. Три года спустя после спора в Виттенберге, в 1520 г., съехалось в Петрокове польское духовенство и запретило полякам читать немецкие протестантские сочинения: так быстро и успешно они здесь распространялись. Поддерживая духовенство, и польское правительство на Торунском съезде того же года издало постановление, грозившее конфискацией имущества и вечным изгнанием всякому, кто будет ввозить, продавать и распространять в Польше сочинения Лютера и других протестантов. Эти строгие запрещения все усиливались: через несколько лет угроза конфискацией была заменена угрозой смертной казнью. Но все это не помогало. Протестантизм овладевал польским обществом; даже киевский бискуп Пац открыто проповедовал лютеранский образ мыслей. Из Польши и других соседних стран протестантизм проникал и в Литву. Около половины XVI в. здесь в 700 католических приходах уцелела едва тысячная доля католиков; остальные прихожане перешли в протестантство. Прусский Тевтонский орден в 1525 г. отпал от римской церкви вместе со своим магистром Альбертом, который принял титул герцога. В этом ордене стали появляться переводы протестантских сочинений на литовский язык. Главным распространителем протестантизма в Литве был учившийся в северной Германии и получивший там степень доктора литвин Авраам Кульва, который потом нашел себе преемника в немецком священнике Винклере. Оба этих проповедника распространяли лютеранство. Еще успешнее прививался там кальвинизм, поддерживаемый влиятельным литовским магнатом Николаем Радзивилом Черным, двоюродным братом королевы Варвары, сначала тайной, а потом явной жены короля Сигизмунда-Августа. В начале второй половины XVI в. огромное большинство католического дворянства уже перешло в протестантизм, увлекши за собою и некоторую часть литовско-русской православной знати _ Вишневецких, Ходкевичей и др. 99
Протестантское влияние до определенной степени ослабило энергию окатоличивания Литовской Руси. Последние представители династии Ягеллонов на польском престоле Сигизмунд I и Сигизмунд II Август (1506-1572) - были равнодушны к религиозной борьбе, завязавшейся в их соединенном государстве. Сигизмунд-Август, воспитанный среди новых веяний, насколько ему позволяло государственное его положение, даже покровительствовал новым учениям, сам выдавал для чтения протестантские книги из своей библиотеки, а в своей придворной церкви допускал проповеди в протестантском духе; есть сведения, что ему было все равно при выезде из дворца в праздник, куда ехать - в костел или в кирху. Покровительствуя протестантам, он терпимо относился и к православным; а одно из постановлений сейма, запрещавшее православным занимать государственные и общественные должности, он в 1563 г. разъяснил так, что разъяснение его было равнозначно отмене этого постановления. Постепенно православное население Литвы перестало относиться боязливо или враждебно к польскому правительству. 100
Король привлек на свою сторону двух влиятельнейших магнатов Юго-Западной Руси: то были Рюрикович князь Константин Острожский, воевода киевский, и Гедиминович князь Александр Чарторыйский, воевода волынский. Оба этих вельможи были вождями православного русско-литовского дворянства и могли наделать королю много хлопот. Князь Острожский был могущественный удельный владелец, хотя и признавал себя подданным короля; во всяком случае, он был богаче и влиятельнее последнего, располагал обширными владениями, захватывавшими чуть не всю нынешнюю Волынскую губернию и значительные части губерний Подольской и Киевской. Здесь у него было 35 городов и более 700 сел, с которых он получал дохода до 10 миллионов злотых. Эти два магната и увлекли за собой юго-западное русское дворянство, и без того тяготевшее к шляхетской Польше, а за ним последовало и литовское. Польша и Литва соединялись как две равноправные половины единого государства, называвшиеся первая Короной, вторая Княжеством, а обе вместе получили название Речи Посполитой (respublica).101
(Согласно решения Люблинской Унии 1569 г., некоторые области Руси, входившие в состав Литовского княжества, отходили к Короне: это были Подляхия (западная часть Гродненской губернии), Волынь, Киевская и Полтавская губернии, часть Подольской, часть Черниговской и др.). Люблинская уния 1569 года сопровождалась чрезвычайно важными следствиями, как политическими, так и национально-религиозными, для Юго-Западной Руси и всей Восточной Европы).
Постепенно в Литве, особенно среди жителей Клайпедского края, начиная с 18 века, стало распространяться влияние пиетизма, которое приходило из Германии. Во многих местах начались духовные поиски, которые приводили к пробуждениям и образованию групп пробужденных духовно людей. Они искали истину и находили ее, читая Слово Божие, в живой вере в Господа Иисуса Христа. Особенно известными стали такие проповедники 19 века как Юркунас и его последователь, столяр Климкус Григелайтис. Церкви, которые они образовали, были зарегистрированы как Литовское общество молитвы. Несколько позднее Криступас Кукатис (1844-1914) основал также Восточно-прусское общество молитвы.102 Так стали образовываться в среде лютеран и реформатов первые группы и церкви живых христиан, из которых впоследствии сформируется движение баптистов.
Возникновение и начало движения баптистов в Литве Образование первой баптистской церкви в Литве в Клайпеде (бывший Мемель) относится к 1841 году и связано с энергичным служением молодого плотника из этого города по имени Эдуард Гримм, немца по национальности.103
Когда Гримм закончил школу и выучился ремеслу, он в 1830 году отправился на Запад на заработки. Проживая в Швейцарии, он познакомился в Цюрихе с пастором Фрелихом, который руководил небольшой общиной. В эту общину верующих принимали только через крещение по личной вере. Крещение совершалось методом обливания по обычаю менонитов. Гримм искренне уверовал в Спасителя, принял крещение и присоединился к этой общине. В 1837 году он вернулся домой в Клайпеду, где и основал подобную общину.
Городское управление настрого запретило ему вести духовную работу, но он не перестал свидетельствовать о своей вере, за что его уволили с работы и лишили жилья. Однако его небольшая община продолжала проводить свои собрания по домам. Среди посетителей этого общения был и проживавший в Клайпеде англичанин Джозеф Хейг, капитан английского корабля, который происходил из семьи баптистского пастора. Англичанин рассказал Гримму о жизни баптистов в Великобритании и про их учение о возрождении и крещении на основании Нового Завета.
Внимательно читая Священное Писание Эдуард Гримм и другие веруюшие согласились с Библейским учением о водном крещении методом погружения и встали перед вопросом, кто должен их крестить. Капитан Хейг иосоветовал им обратиться к баптистам Германии. Согласно этому совету, Гримм написал письмо в Гамбург пастору баптистов Иоганну Онкену с просьбой прислать служителя для совершения водного крещения в Клайпеде.
Вскоре по поручению Онкена в Клайпеду прибыл благовестник А. Реммерс из Германии. Всю дорогу из Берлина в Клайпеду этот муж Божий в основном прошел пешком, проповедуя всем людям на своем пути правду Божью. Семена проповеди были брошены на добрую почву - впоследствии в этих местах возникли общины верующих. А в самой Клайпеде проповедник Реммерс пробыл несколько недель, наставляя Словом Божиим и укрепляя в вере тех, кого он крестил по живой вере в Иисуса Христа.
2 октября 1841 года в Клайпеду приехал и сам Онкен. Сразу же в день своего дриезда поздно вечером он крестил 16 человек в реке Дане, а на едеагуювдий Маъ, в Куршском заливе крещение приняли еще 9 человек. Совершив хлеб^яреломление с новокрещенными, в тот же вечер И. Г, Онкен официально учредил церковь в Клайпеде и рукололожил Э. Гримма на служение пастора, этой общины.104
Таким образом, возникла евангельская община в Клайпеде, самая первая на территории бывшего Советского Союза и одна из самых старых в. - Европе. Состояла она из немцев. Эта община в начале своего становления перенесла, немало гонений и преследований - Эдуарда Гримма бросали л тюрьму, на богослужениях этой общины присутствовали жандармы. Но, по милости Божией, они выдержали испытания, в вере устояли и, наконец, дождались свободы вероисповедания в Литве. В 1851 году церковь построила' Свой собственный просторный дом молитвы.
В том же 1851 году уверовал первый литовец - часовой мастер из деревни Вилькичяй. Член церкви в Клайпеде Карл Альбрехт, знавший литовский язык, был направлен церковью специально для служения благовестия среди литовцев. Вскоре, одна за одной, образовались три литовские церкви, активно трудились для проповеди Евангелия М. Бруожис, И. Сквирблис и его сын Ю. Сквирблис, М. Кайрис, И. Авсколис, И. Шулькис и другие братья. 105
Как уже говорилось, именно в Клайпеде были крещены по вере первые баптисты Латвии, когда 2 сентября 1860 г. пастор Ф. Ниметс крестил первую группу верующих из Латвии в количестве 11 человек, среди которых были будущий основоположник латышского баптистского движения Адаме Гертнерс и его жена. Первоначально, согласно существовавшим законам, все латыши принадлежали к Клайпедской церкви, которая поэтому насчитывала 2.780 членов, хотя собственно в Клайпеде, вероятно, было порядка 300 членов.
В связи с событиями второй мировой войны, в 1944 году практически все немцы выехали из Клайпеды в Германию. Церковь, которая состояла из немцев, перестала существовать. В послевоенное время церковь в Клайпеде возродилась, но уже совершенно на другом основании и состояла она, в основном, из русских верующих, к которым стали присоединяться литовцы.
В конце 19 века в приграничные районы Литвы стали переезжать многие латыши, ибо в то время в Литве было легче купить землю и вести хозяйство. Среди переселенцев были также и латышские баптисты, которые проповедовали своим соотечественникам. В результате образовались латышские баптистские церкви в Скуодасе (1889 г.), в Мажейкяй (1902 г.), в Илакяе (1907 г.) К сожалению, они не могли оказать большого влияния на литовское население, ибо проповедь велась только на латышском языке. После второй мировой войны многие латыши снова вернулись в Латвию.106
Еще одним светильником света Евангелия для католической Литвы была немецкая баптистская церковь в Каунасе, которая возникла в связи с иммиграцией рабочих из Германии и Польши в конце 19 века. Первым евангельским проповедником здесь был брат Шнейдер, который переселился в Каунас из Восточной Пруссии и работал на железной дороге. В 1886 году из Варшавы в Каунас переселился молодой и весьма одаренный брат Август Штольтенгоф со своей семьей. В результате их деятельности возникла церковь, состоявшая, в основном, из немцев. В 1914 году в этой церкви уже насчитывалось четыреста членов, церковь имела 5 своих отделений (филиалов), в том числе одно из этих отделений находилось в Вильнюсе. Однако вторая мировая война и последовавшая репатриация немецкого населения практически почти полностью приостановила деятельность этой церкви.107
Особо следует отметить возникновение евангельской церкви в Вильнюсе, которое относится к 1912 году. В церковных документах Лукьяна Иосифовича Апанасенка, который был пресвитером Вильнюсской церкви ЕХБ с 1931 по 1948 гг., имеются сведения, что первые семена слова Божия в Вильнюсе посеяла княгиня В. Ф. Гагарина, которая приезжала из Петербурга. Упоминается также брат Росток, приезжавший из Германии. (Возможно, что человек, упомянутый в воспоминаниях верующих как Росток, является небезызвестным проповедником - евангелистом из Великобритании лордом гренвиллом Редстоком, с которым была тесно связана группа обращенных аристократов из Петербурга, в том числе и княгиня Гагарина, но убедительных доказательств этому нет). Неизвестно точно, кто был первым пастором этой евангельской церкви, но с 1922 года руководил Вильнюсской обшиной брат Соболев (по другим данным - Соболевский). Несомненно, что большая часть членов церкви принадлежали к славянскому населению, но были также в церкви литовцы. Например, после брата Соболева пресвитерское служение в церкви совершал Кароль Елинек. В польском журнале «Свободный Христианин» было напечатано, что в 1922 году сестра Козловская из Лентвариса пожертвовала большую сумму денег Вильнюсской евангельской общине.108
В течение длительного времени церковь арендовала помещение для своих богослужений. Первый собственный дом молитвы Вильнюсская община приобрела в 1928 году по улице Поповская, 13 (ныне ул. Маргитес. 17) у еврейского миссионера Зальцберга. В этом помещении богослужения проходили до 1950 года.
В 1931 году К. Елинек уехал за границу, а пресвитером был избран Лукьян Иосифович Апанасенок.
Говоря о Литве, а особенно о Вильнюсе, необходимо также вспомнить исторические события начала 20 века, на фоне которых разворачивались события.
В 1914 году началась первая мировая война, охватившая Европу. К осени 1915 года вся Литва оказалась под немецкой оккупацией, которая продолжалось до 16 февраля 1918 года, когда была провозглашена независимость Литвы.
До революции 25 октября (7 ноября) 1917 года в России под руководством партии большевиков, Литва принадлежала Российской империи. После революции вспыхнуло пламя гражданской войны, потянулись долгие огненные годы боевых действий различных армий и военных формирований, разрухи, голода, военной интервенции других государств. Значительная часть земель западной части Украины и Белоруссии оказалась под властью Польши. Правительство молодой Советской России во главе с В. И. Лениным во что бы то ни стало стремилось любой ценой достичь мира, абсолютно необходимого для того, чтобы Россия, которая с 1914 года находилась в состоянии кровопролитной войны и была измотанной, обессиленной и голодной, получила мирную передышку для решения своих внутренних вопросов. В частности, в этих труднейших условиях, 18 марта 1921 г. был подписан Рижский мирный договор между советским правительством и правительством Польши о прекращении войны и нормализации отношений Этот договор закрепил власть Польши над землями Западной Украины и Западной Белоруссии, которые составляли территорию современных Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Волынской, Ровенской, Брестской, Гродненской областей, а также и часть Минской области.
9 октября 1920 г. польские войска под командованием генерала Л Желиговского захватив Вильно и Виленскую область, отторгли ее от Литвы, образовав Виленское воеводство. Длительные дипломатические переговоры между Литвой и Польшей закончились безрезультатно Конференция послов Англии, Италии, Японии и Франции 15 марта 1923 года установила польско-литовскую границу, закрепившую Виленскую область за Польшей.
Все эти земли находились под властью Польши до 1939 года. 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война. Армия Гитлера вторглась на территорию Польши с запада, а советские войска, в точном соответствии с секретными протоколами Договора о ненападении с Германией, который был подписан между советским и фашистским правительствами, на рассвете 17 сентября двинулись с востока - и за несколько дней заняли территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, установив там советскую власть. Вильнюс и Виленская область снова отошли к Литве.
В период с 1920 по 1939 гг., когда Вильнюс был отторгнут от Литвы, литовской столицей являлся Каунас Именно в это время в Вильнюсе в 1923 году была образована церковь христиан веры евангельской, которая входила в состав Всепольского союза пятидесятников.109 Ввиду этого обстоятельства, история возникновения и развития этой церкви, а также ее служение освещаются в четвертой главе настоящей книги, в которой говорится о Всепольском союзе церквей христиан веры евангельской. Первым пастором пятидесятнической церкви в Вильнюсе был избран Онуфрий Мазало, а после его смерти - Иван Калинникович Панько, который находился на этом служении до 1939 года, когда Вильнюс снова был присоединен к Литве.
Подводя итог сказанному, следует заметить, что на рубеже 19-20 веков Литва оставалась глубоко католической страной, за исключением некоторого числа лютеранских и кальвинистских приходов, в основном на севере страны. Кроме того, существовало несколько баптистских церквей и групп, большинство членов которых были немцами и латышами. Всего в евангельском движении к 1938 году насчитывалось около тысячи верующих.110 А 6 июня 1933 года все баптистские церкви были объединены в Союз баптистов Литвы (за исключением евангельской церкви в Вильнюсе, которая была отделена от Литвы вплоть до 1939 года).111 |